Интернет-проект «Экскурс в историю»: студенты-1918
В рамках интернет-проекта «Экскурс в историю» мы начинаем публикацию материалов из книги Анны Андреевны Русановой (1907-1991) «Кто нас учил. Истоки Воронежского медицинского института».
Становление медицинского образования в нашем городе, начавшееся с перевода в Воронеж Юрьевского университета, проходило в сложные годы – крайне тяжелые условия гражданской войны и иностранной интервенции, нелегкий период становления молодой Советской республики. Бурные темпы социалистического переустройства страны выдвинули задачу подготовки новых пролетарских кадров специалистов, сближения теоретического обучения с практикой, специализации учебных заведений по отраслевому признаку и приведения системы образования в соответствие с экономическим районированием страны.
У поезда, в день отправления русских студентов и преподавателей Юрьевского университета, из Юрьева (Тарту) в Воронеж, лето 1918 г.
В кратких, ёмких, ярких и образных рассказах, материал для которых автор книги брала из окружающей действительности, отражена фактически не только биография Анны Андреевны Русановой, но и время, в которое ей пришлось жить, беды и победы, пережитые вместе со всей страной.
Прекрасный язык, глубокое знание материала, меткие характеристики, точные, выпуклые портреты, живая речь, порой искрометный юмор, передают настроение эпохи, облик и характеры людей давно ушедших, но достойных того, чтобы их помнили.
Мы надеемся, что публикуемые материалы будут интересны не только старшему поколению педагогов, но и современным студентам, выбравшим нелегкую, но такую благодарную профессию Врача.
Перевод в Воронеж Юрьевского университета был заметным событием в жизни города. В то время в Воронеже было только одно высшее учебное заведение – сельскохозяйственный институт – и множество гимназий, главным образом, частных.
Главный корпус Воронежского университета - здание бывшего Михайловского кадетского корпуса. (Разрушено в войну)
Молодёжь, окончившая гимназический курс, разбежалась по другим городам, где были вузы, или оставалось на службе в Воронеже. Университет в своём городе давал большой простор для выбора профессии и сразу привлёк большое количество молодёжи, желавший учиться дальше. В городе появилось много новых людей. Это были профессора, преподаватели и студенты-юрьевцы, не захотевшие покинуть свой университет. Студенты-юрьевцы сильно отличались от тех юношей и девушек, которые поступили в университет вот по первому набору студентов в Воронеже. Юрьевцы были студентами главным образом старших курсов, более взрослыми, благовоспитанными, с аристократическими манерами и старыми традициями. Ходили в студенческих турках и фуражках с голубым околышем, носили усики. Расшаркивались перед процессорами и прикладывали к ручкам их супруг. Студентки некоторые тоже носили тужурки и даже фуражки и английские юбки. Особенно выделялась среди них своей грацией и красотой дочь профессора Георгиевского Наташа, строго одетая блондинка с роскошной белокурой причёской и английским профилем. Носила большую шляпу с полями.
Открытая эстрада в саду Семейного собрания в г. Воронеже. Лето 1900 г. Из коллекции Воронежского краеведческого музея.
Вечером студенты гуляли в семейном саду (сад при Доме офицеров), и тогда аллеи цвели голубыми околышами и петлицами тужурок. Часто в саду и на улицах раздавалось не известное раньше слово «коллега». Слова это нравились как символ принадлежности к семье студентов, как некий пароль или масонский знак, заставлявший каждого студента обернуться и посмотреть – кто позвал. Юрьевцы произносили классически «коллега», неофиты – с воронежским придыханием «калеха»!
При первых наборах студентов в Воронеже ещё не было строгого учёта классовой принадлежности. Не принимали детей служителей культа, жандармов и полиции, торговцев. Дети адвокатов, врачей, учителей и другой интеллигенции принимались наравне с рабочими, крестьянами, демобилизованными из РККА. Главную массу студентов составляла интеллигенция. Они уже тужурок не носили, ходили в косоворотках, рубашках апаш, старых гимнастических мундирчиках. Экзамены были не конкурсные. Еще сохранилась пятибалльная система оценок. Кто выдерживал хоть на тройки – принимался. Ограничивался возраст. Моложе 16 лет не принимали. Можно было поступить, выдержав экзамен, и тем, кто не окончил гимназию, и людям старше 35 лет. Так было до 1924 года, когда был объявлен рабоче-крестьянский набор. Приём интеллигенции был ограничен, исключая детей преподавателей университета и детей врачей и учителей сельской местности. Их принимали по путевкам Наркомпроса.
Изменился внешний облик студенческой массы. аудитории заполнились молодёжью, приехавшей из деревень из заводов близлежащих городов. Одеты они были часто в «похожалки» из домотканого перепелесового сукна, широкие порты, сапоги. Девушки – в простых платьях, жакетах, часто в картузиках или в красных платочках, малообеспеченные материально, часто не очень грамотные, но исполненные стремлением учиться. Учение давалось им с большим трудом, жили они в общежитиях и на частных квартирах в Троицкой и Ямской слободах. Большинство подрабатывало ночными сторожами, грузчиками. Отдельные счастливцы устраивались препараторами на кафедре гистологии, анатомии, физиологии, уборщиками аудиторий в главном корпусе.
Продолжение следует на страницах интернет-проекта "Экскурс в историю"