mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
13.05.2021

Интернет-проект «Экскурс в историю»: «…он очень напоминал в своей мантии и шапочке во всё проникшего доктора Фауста»

Интернет-проект «Экскурс в историю»: «…он очень напоминал в своей мантии и шапочке во всё проникшего доктора Фауста»

В рамках интернет-проекта «Экскурс в историю» мы продолжаем публикацию материалов из книги Анны Андреевны Русановой (1907-1991) «Кто нас учил. Истоки Воронежского медицинского института». В новых публикациях расскажем о профессорско-преподавательском составе, на чьи плечи легла сложная задача подготовки медицинским кадров для молодой республики в очень непростое время. В предложенной сегодня публикации Анна Андреевна Русанова знакомит нас с профессором Игнатовским.


Совершенно неизгладимое впечатление оставлял профессор Игнатовский Афанасий Сергеевич, читавший судебную медицину. Самый старый из профессоров, с длинными белыми кудрями, отдававшими желтизной, он ещё при царском режиме завоевал всемирную известность своими работами в области судебной экспертизы. Кажется, он был Магистр Оксфордского или Кембриджского университета. Теперь все его дети и единственный внук умерли и точно узнать невозможно, но он носил на седых кудрях черную шапочку и что-то вроде мантии на плечах. Когда он сидел в своём скудно освещенном кабинете, смотря на слушателей проницательным взором через золотые очки, он очень напоминал в своей мантии и шапочке во всё проникшего доктора Фауста.

На его лекции, кроме медиков, ходили юристы и естественники. Лекции были очень интересны и для юристов из-за сведений по судебной экспертизе, в которой он был гениален. Казалось, что от его взгляда преступнику невозможно скрыть следы, сколько бы лет не прошло с убийства. Все слушали, поражаясь знаниям и железной логике этого старца. Так велико было обаяние его личности и неисчерпаемых знаний, что хотя он не скрывал своих монархических настроений, советская власть его никогда не трогала и берегла, сколь возможно, его необыкновенный опыт и ум. Говорили, что Калинин, вызвавший его в наш губкам в связи с экспертизой убийства какого-то члена сельсовета, в конце разговора спросил: «Почему вы, Афанасий Сергеевич, не хотите нас признать? Ведь даже Франция уже признала Советы». Он ничего не ответил.

Была у него еще одна особенность. Очень строго спрашивая студентов-мужчин и проваливая их по два-три раза, он всегда студенткам ставил «уд», считая, что уровень их умственного развития не позволит им быть судебными врачами. Они это знали и злоупотребляли, иногда без подготовки сдавая экзамен.

Недружелюбное отношение к существующему не мешало ему честно делиться со студентами своими знаниями и во время эпидемии холеры и тифов брать в сумку медикаменты и инструменты и совершать изо дня в день подворные обходы своего участка, пренебрегая опасностью заразиться. Впрочем, это делали все профессора медфака с великолепной уверенностью в том, что «если я врач, то не могу заразиться» (Антон Павлович Чехов).

Продолжение следует на страницах интернет-проекта "Экскурс в историю"