Ректор ВГМУ им. Н.Н. Бурденко: «От вуза зависит качество лечебной помощи»
Медицина постоянно развивается, но и медицинские вузы не стоят на месте. Новые технологии, новые направления, открытия – всё это находит отражение в профессиональном образовании. Вузы превращаются в научно-исследовательские центры, у студентов появляется больше возможностей, чтобы получать не только теоретические, но и практические знания. Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко уже более 20 лет возглавляет Игорь Эдуардович Есауленко, и сейчас он вступает в очередной пятилетний срок ректорства. О развитии вуза за эти годы, воспитании нового поколения медиков и планах на новую пятилетку он рассказал в эксклюзивном интервью «Абирегу».
– Говорят, что медиками не становятся, а рождаются. А как вы пришли в эту профессию?
– Судьбоносное решение я принял еще в средних классах школы. Начиная с 8-9-го класса я ходил в клуб юных медиков в нашем тогда еще мединституте, занимался на кафедре нормальной анатомии. В 1973 году я поступил на первый курс лечебного факультета, и с этого момента моя трудовая книжка никогда не перемещалась за пределы вуза. Здесь я прошел путь через студенчество, аспирантуру, был ассистентом, доцентом, профессором, защитил кандидатскую и докторскую диссертации. Моя общественная деятельность также всегда была связана с вузом. В течение семи лет я работал проректором университета, а в 1999 году победил на первых выборах ректора и затем переизбирался еще четыре раза.
– Что вы считаете основными достижениями за эти 20 лет?
– Если говорить о фактах, за это время вуз смог повысить свой статус с института до академии, а затем с академии до университета: с 2015 года мы Воронежский государственный медицинский университет им. Н. Н. Бурденко. Но не менее важно то, что совместно со своей командой сотрудников и студентами мы достигли оптимального кадрового баланса в организации. Средний возраст профессорско-преподавательского состава университета – 47 лет. Это значит, что среди нас есть и молодые доценты и ассистенты, и опытные возрастные люди, которые работают заведующими кафедрами и профессорами, уже достигнув 60-70 лет. Получился идеальный сплав, который позволяет вузу динамично развиваться.
– За эти годы медуниверситет выпустил тысячи специалистов. Расскажите, пожалуйста, о них.
– Действительно, за эти годы мы подготовили большую армию специалистов. Среди наших выпускников есть заслуженные врачи, работники высшей школы, изобретатели. Большинство наших сотрудников являются выпускниками альма-матер. Сейчас в вузе трудятся свыше 400 кандидатов и более 100 докторов медицинских наук. Кстати, буквально несколько дней назад двое специалистов нашего вуза получили высокие почетные звания: заслуженными работниками высшей школы стали завкафедрой поликлинической терапии общеврачебной практики профессор Анна Зуйкова и завкафедрой детской стоматологии профессор Юрий Ипполитов.
– Сильный кадровый состав – основа вуза, но без хорошей материально-технической базы далеко не уедешь. Как меняется инфраструктура университета?
– Пожалуй, в плане материально-технического развития мы сделали даже не шаг, а прыжок вперед. За последние 20 лет инфраструктура вуза приобрела совершенно новые очертания: построен новый учебно-лабораторный корпус, открыты спортивно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном на четыре полноценные дорожки и симуляционный центр, благодаря которому студенты и врачи могут набираться опыта не только у постели больного, но также оттачивать мастерство на манекенах и специальных аппаратах. Еще одним важным достижением я считаю появление научно-исследовательского института экспериментальной биологии и медицины, который оснащен современной аппаратурой – в основном морфологического профиля. Он позволяет нам проводить сложные исследования и делать солидные публикации в ведущих научных журналах.
А теперь немного отвлечемся от науки: невозможно развивать вуз, не совершенствуя учебные корпуса и общежития. Именно поэтому, пожалуй, строительные и ремонтные работы у нас идут непрерывно. Например, мы открыли новый корпус студенческого общежития № 1, сумели улучшить материально-техническое состояние ряда кафедр, переместив их в новое помещение.
– Мировая медицина не стоит на месте: появляются новые технологии, новые направления и новые практики. Как университет отвечает на эти тренды?
– Безусловно, наш вуз не отстает. Мы изменили структуру университета в связи с появлением новых специальностей, таких как, например, медико-профилактическое или фармацевтическое дело. Также созданы институт сестринского образования и предуниверсарий, а образовательные направления пополнились целым рядом новых кафедр. Университет совершенствуется постоянно, и приятно, что наша работа отражается в престижных отечественных и мировых рейтингах, где мы твердо входим в сотню лучших вузов России. Буквально недавно был опубликован новый рейтинг – «Топ-100 лучших вузов России». Там из 100 образовательных учреждений 14 – медицинские, и среди них мы занимаем 7-е место. Также за нами 56-е место в сотне по востребованности выпускников и 65-е место – по качеству подготовки.
– Значит ли это, что дело сделано и теперь можно почивать на лаврах?
– Как раз наоборот: мы считаем, что у нас есть точки роста и что мы должны усиливать нашу работу. А, учитывая, что университет готовит специалистов для практического здравоохранения, мы понимаем, как много нам еще предстоит сделать. Мы твердо убеждены, что от качества медицинского образования, которое дает наш вуз студентами и выпускникам, напрямую зависит и качество оказания медицинской помощи населению.
– Высокие рейтинги наверняка делают ВГМУ суперпопулярным среди абитуриентов?
– Так и есть: сегодня студенты хотят учиться в вузе с высоким рейтингом. Каждый год мы принимаем огромное количество заявлений о зачислении как от российских, так и от иностранных абитуриентов. Но отбор у нас жесткий: даже тем, кто планирует обучаться на коммерческой основе, приходится проходить серьезные конкурсные испытания.
– Стартовала приемная кампания в вузе. Что-нибудь изменится для будущих студентов: количество мест, новые направления, процедура подачи документов?
– Изменились сроки подачи документов, всё сдвинулось примерно на три недели: приемная комиссия начала свою работу с 20 июня, а прием документов оканчивается 18 августа, зачисление – 26 августа. Сейчас школьники сдают ЕГЭ. Получается, что сроки подготовки к началу нового учебного года минимальные, но 1 сентября университет должен снова быть готовым к принятию студентов и началу их обучения. За все годы моей работы ректором этот порядок не нарушался ни разу.
– Говоря о качестве образования, какие точки роста вы видите перед собой?
– Во-первых – цифровизация образования. Этот год получился необычным, потому что с марта мы фактически перешли на дистанционное обучение. Было непросто, хотя мы к этому готовились. Более того, мы всегда не просто призывали, а обязывали наших сотрудников пройти обучение по информатизации образования, получить соответствующие документы о повышении квалификации. И такая работа дала результаты: процесс перехода на «дистанционку» прошел максимально безболезненно. Это подтверждает идею, что и дальнейшее развитие образовательной системы будет во многом зависеть от цифровизации: применения инновационных систем учета, контроля и подачи материала на электронной основе.
Второе: мы понимаем, что работаем на практическую отрасль, одной теории в нашем деле мало, поэтому вуз является практикоориентированным. Мы стремимся, чтобы студенты получали знания не только в учебных кабинетах, но и «в полевых» условиях. Здесь нам в помощь симуляционное обучение, о котором я уже говорил, а также практика. Наши студенты в обязательном порядке после каждого курса проходят производственную практику. Она бывает санитарской, сестринской, врачебной, и это важная составляющая часть всей подготовки специалиста. Летом нашим студентам удается отдохнуть всего один месяц, поскольку два других месяца заняты экзаменами и практикой.
– Значит, и наука не останется в стороне?
– Третья точка роста, которую я хотел бы обозначить, – как раз наукоемкость образования. Сегодня медицина не может быть исключительно консервативной отраслью подготовки, она обязательно должна опираться на научные достижения, которые в медицине всегда были, есть и будут. Мы активно ведем научно-исследовательскую работу, и у нас достаточно развита система научных студенческих кружков.
Воспитательный процесс – еще одно важное направление, в котором мы будем работать. Потому что общение преподавателя и студентов является основой, которая позволяет передать будущим специалистам как практические умения, так и духовный потенциал, выработать гражданскую позицию, расширить представления о мире и обществе, в котором мы живем. Я вижу призвание врача в том, чтобы помогать людям, и это выходит далеко за рамки профессиональных обязанностей. В связи с этим приятно видеть, как в сложный период борьбы с коронавирусной инфекцией наша молодежь проявила чувство профессионального патриотизма. Более 250 ординаторов из числа наших ребят работали и работают в лечебных учреждениях, где борются с коронавирусной инфекцией. Из студентов старших курсов порядка 300 человек изъявили желание и получили возможность поработать в больницах в качестве среднего медицинского персонала, а еще 350 наших студентов занимались волонтерской деятельностью.
– Давайте немного заглянем в будущее. Для вас начинается новый срок управления университетом. Каким вы видите вуз через пять лет – по истечении срока ректорства?
– Как любой кандидат, который баллотировался на пост ректора, я подготовил свою программу развития вуза на ближайшие пять лет и поставил целью не просто модернизировать и улучшать, а создавать то, что сейчас находится только в планах. Например, я хотел бы построить специальный центр, в котором могут быть совмещены новые образовательные и научные технологии. Студентам важно понимать, что представляет сегодня медицина и на каком уровне работают ведущие научные медицинские центры России и зарубежья. Кроме того, я считаю важным расширять горизонты международного сотрудничества, тем самым давать новые возможности для развития нашим студентам и укрепления научной базы самого университета. Идей и планов много, но, без сомнения, через пять лет мы должны стоять еще выше, чем стоим сегодня, и видеть дальше, чем мы видим сейчас.