Заседание научного кружка по проблеме «Физиологические механизмы лени»
На кафедре нормальной физиологии 24.11.2021 состоялось заседание научного кружка по проблеме «Физиологические механизмы лени». Задача студентов являлась осветить вопросы: «Почему мы ленимся?», «Лень, хорошо это или плохо?» и «Как мотивировать себя не лениться?».
«Lazy» — ленивый, произошло от старонемецкого lasich или losich. Исследователь Д. Сеймур считает, что в XVI в. это слово стало обозначать либо отсутствие намерения работать, либо медлительность, неподвижность, вялость. Известный немецкий ученый-гуманист и непревзойденный сатирик С. Брант описал лень, оттенив ее связь с человеческой глупостью и с одним из качеств, о котором говорят уже современные исследователи, — с прокрастинацией. С точки зрения биологии лень — это чрезмерная реализация принципа экономии энергии. Все живые организмы стремятся оптимизировать соотношение полученных жизненных ресурсов и затраченной для этого энергии, а значит, стараются получить больше, потратив меньше. Т.е. лень –это универсальное средство защиты от бесполезного труда, стремление человека отказаться от преодоления трудностей, устойчивое нежелание совершать волевое усилие. Чаще всего это следствие неуверенности в цели, отсутствия стимулов, просто накопившейся усталости.
И. П. Павлов определял лень как ограничение активной деятельности, препятствие «инстинкта свободы», т.е волевого поведения. Проблема лени и ее причин с позиции психофизиологии связана с неэффективной работой, прежде всего, лобных отделов коры головного мозга (премоторных отделов); участием центров вознаграждения/наказания; ролью передней поясной извилины. Лень является обратной стороной волевого поведения человека. Под волей следует понимать сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать внутренние и внешние трудности при совершении целенаправленных действий и поступков. Важнейшим признаком волевого поведения является его связь с преодолением препятствий (внутренних или внешних). Отличительные особенности подростков, склонных к лени: характеризуются недостаточной развитостью внимания и отсутствием упорства и настойчивости, обладают низкой эмоциональной чувствительностью.
Со своими докладами выступили студенты 1 и 2 курса лечебного и педиатрического факультетов. Орехова Елизавета Романовна (Л-113), Шкитун Екатерина Алексеевна(Л-123), Завьялов Максим Максимович и Шахдинарян Армен Алексеевич (Л-114), Ремезов Михаил Борисович (П-202). Для первокурсников это был первый опыт выступления на СНК.
«В своём докладе "Тайная жизнь мозга: феномен лени", с которым мы выступили 24.11.2021 на СНК кафедры нормальной физиологии ВГМУ им. Бурденко, нами было рассказано в простой и доступной форме о "феномене лени". Мы осветили что "есть за зверь такой" лень, её природу и связанные с ней понятия, такие как: апатия и прокрастинация. Затронули их причины, сходства и различия с ленью. Осветили интереснейший эксперимент Оксфордского университета о связи нейрофизиологии и феномена лени, до проведения которого, считалось, что лень связана исключительно с психологическими и социальными факторами.» Завьялов Максим и Шахдинарян Армен, студенты 1 курса лечебного факультета (Л-114).
По завершению научного кружка мы провели опрос студентов "Считаете ли вы, что лень может быть полезной?"
Варианты ответов.
1. Ленивый + умный = лучший студент
2. Лень это зло в любом ее проявлении
3. После СНК понял, что необходимо мотивировать себя на борьбу с ленью
4. Мне лень отвечать на этот вопрос
В нашем опросе поучаствовали 54 респондента лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов и студенты МИМОС. Большинство студентов выбрали вариант ответа «После СНК понял, что необходимо мотивировать себя на борьбу с ленью», некоторые посчитали, что ленивый + умный = лучший студент, но были и те, кто выбрал ответ «Мне лень отвечать на этот вопрос».
Получайте удовольствие от жизни, но не забывайте, что лень бывает разная. Не поддавайтесь на ее провокации.
Астащенко А.П., Комиссарова О.В.