Началась подготовка ординаторов 32 специальностей по программе экстренной медицинской помощи
Научные исследования последних лет показали, что большая часть врачей не реанимационных специальностей имеют недостаточную практическую подготовку в области ургентной медицины.
В нашем университете предприняты шаги по изменению ситуации к лучшему. Так, с 4 февраля на базе Учебной виртуальной клиники ВГМУ началась подготовка всех ординаторов первого года обучения по курсу «Экстренная медицинская помощь» (ЭМП) в объеме 36 часов.
Начинается обучение с базовых навыков по проведению алгоритма базового жизнеподдержания взрослых и детей на месте происшествия – аналога курса Basic Life Support (BLS) European Resuscitation Council (ERC). Ординаторы, чья специальность связана с работой в роддомах, дополнительно проходят алгоритм жизнеподдержания новорожденных (New Born Life Support).
Обучение на симуляторах и манекенах с обратной компьютерной связью является важным моментом в освоении высококачественной сердечно-легочной реанимации (QCPR), т.к. последние научные данные доказательной медицины выявили прямую зависимость выживаемости пациентов от качества СЛР. В связи с этим, международное сообщество врачей интенсивной терапии и реаниматологов пришли к необходимости стандартизированного подхода врачей всех специальностей к обучению ЭМП. Для этого в подготовке медицинских работников используются курсы квалифицированного жизнеподдержания (ALS и ACLS courses).
Преподаватель курса доцент кафедры скорой медицинской помощи Чурсин А.А. прошел подготовку на международных курсах ERC. Обучение в УВК проводится в соответствии с последними международными рекомендациями (октябрь 2015 года), а также методическими указаниями МЗ РФ и Национального совета по реанимации России (НСР).
После отработки базовых навыков по жизнеподдержанию, обучающиеся осваивают умения по мониторированию ритма пациентов, диагностике угрожающих жизни состояний, электроимпульсной терапии (дефибрилляция, синхронизированная кардиоверсия, кардиостимуляция), поддержанию проходимости дыхательных путей современными способами.
Апофеозом обучения является решение клинических сценариев в режиме реального времени на симуляторах высшего уровня реалистичности SimMan и PediaSim.
После решения ситуационный задачи проводится дебрифинг с анализом видеозаписи. Необходимо отметить, что программы подготовки и все клинические сценарии разработаны специально для каждой из 32 специальностей и имитируют именно те жизнеугрожающие состояния, с которыми может встретиться специалист в своей повседневной практике.
Проведение зачета, кроме традиционных методов, проводится также в игровой форме. Ординатор в роли лидера, должен не только быстро диагностировать ургентное состояние и начать оказывать адекватную ЭМП, но и правильно организовать слаженную работу всей команды.
Как гласит древняя самурайская поговорка: «…Если меч может понадобиться хотя бы раз в жизни, то его всегда надо носить с собой…». Знания и навыки по экстренной медицине для врача и являются тем самым «самурайским мечом»!
12 февраля группа ординаторов по специальности «акушерство и гинекология» завершила обучение и успешно сдала зачет.
P.S. От лица ординаторов кафедры «Акушерство и гинекология 1» хочу выразить благодарность к.м.н. доц. Чурсину А.А. за занятия, проведённые в учебной виртуальной клинике ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. Занятия соответствуют современным требованиям, проводятся на современных тренажёрах и симуляторах, в том числе и шестого уровня реалистичности, которые помогают воссоздать всю клиническую картину и отследить результаты каждого действия. В рамках данного цикла мы научились грамотно оказывать неотложную помощь, работать в команде, где исход угрожающего жизни состояния зависит от каждого члена спасательной бригады. Мы приобрели новые знания, отработали навыки оказания неотложной помощи на манекенах и тренажёрах и теперь готовы применить их в реальной жизни.