mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
02.12.2014

Итоги межкафедральной научно-практической конференции, посвященной проблемам адаптации иностранных студентов

28 ноября 2014 года в лекционном зале санитарного корпуса ВГМА им. Н.Н. Бурденко состоялась межкафедральная научно-практическая конференция на английском языке, посвященная актуальному вопросу – проблемам адаптации иностранных студентов.

Ежедневно в коридорах и на лестницах, в учебных кабинетах и лекционных помещениях, в кафетериях и физкультурных залах, мы, русскоговорящие студенты, сталкиваемся со студентами-иностранцами. Однако если в первые месяцы обучения это кажется удивительным, то с течением времени данное явление становится настолько обыденным, что мы совсем перестаем обращать на него внимание. И, правда, вот они: также ходят, также смеются и непринужденно болтают на перерывах, также отвечают на парах, радуясь успехам и переживая неудачи, также, уставшие, возвращаются домой. Невольно задаешься вопросом: а есть ли между нами разница?..

Ответ кроется в известном нам еще со школьной скамьи латинском слове adaptatio или приспособлении. Да, можно возразить, что многие студенты нашего ВУЗа прибыли из других городов и даже областей, и на их долю также выпала нелегкая задача приспособления к новым и, несомненно, нелегким условиям обучения. Однако сопоставимы ли два данных случая? Бесспорно, нет! И присутствующие на прошедшей конференции получили уникальную возможность в этом убедиться, получив информацию буквально «из первых рук», так как с докладами выступали не только русские студенты, но еще и студенты-иностранцы как на английском, так и на русском языках.

Первый доклад, выполненный студенткой Л-211 Локинской Лилией, представляющей кафедру иностранных языков, был посвящен культурному шоку – явлению, с которым сталкиваются все иностранные студенты, впервые оказавшись в России. Немаловажно, что в докладе значительное место отводилось методам борьбы с культурным шоком и минимизированию причиняемого им ущерба. Второй доклад, подготовленный под руководством кафедры физики, математики и медицинской информатики студентами 1 курса Гридневой Екатериной и Шамариным Иваном содержал прекрасно обработанные статистические данные, полученные на основе анкетирования, и освещал наиболее острые моменты, тяжелее всего давшиеся иностранным студентам в первое время пребывания в Воронеже. Анализ данных проходил с учетом пола анкетируемого, так как выяснилось, что для юношей и девушек первостепенными являлись разные проблемы: юношей более тяготила необходимость самостоятельно обслуживать себя в бытовом плане, в то время как представительницы прекрасного пола чаще сталкивались с коммуникативными проблемами и языковым барьером. После того, как участники конференции получили общее представление об обсуждаемой теме, в ход пошла «тяжелая артиллерия» – сообщения от кафедр физиологии и фармакологии. Докладчица кафедры физиологии, Россихина Елена, студентка 2 курса, внесла весомый вклад в понимание вопроса, уделив внимание адаптации на уровне физиологических и функциональных систем, подробно остановившись на работе сердечно-сосудистой системы и роли мотивации в процессе приспособления. Далее уже студенты 3 курса МИМОСа Шреяс Фатинг, Анджали Гхуле и Нупур Пател подробно рассказали об адаптогенах – фармакологической группе препаратов различного происхождения и строения, способных повышать сопротивляемость организма к широкому спектру воздействий, сделав акцент на практическом применении тех или иных веществ. Следующий доклад, без преувеличения сказать «гвоздь программы», качественно отличался от предыдущих тем, что излагался на русском языке студентами-иностранцами. Шукла Сачин, Абдинур Муалин Фарра Абукар и Аюши Кумари, основываясь на личном опыте, описали, каких титанических трудов не только им, но и преподавателям кафедры русского языка стоило преодоление языкового барьера, а также насколько тяжело было понять и привыкнуть к правилам поведения и обычаям нового, абсолютно иного общества. Помимо этого ребята поведали о различных мероприятиях и конкурсах, проводимых кафедрой русского языка и помогающих им лучше и быстрее освоиться в непривычной среде.

Доклады вызвали живой интерес у публики; вопросы задавались как студентами-иностранцами, так и русскоговорящими студентами, причем на английском языке. Тем не менее, последний доклад обсуждался на русском языке: докладчики продемонстрировали, что высот они достигли не только в освоении медицины, но и в изучении могучего и многогранного русского языка.

По окончании сообщений выступила Ольга Михайловна Дедова, заведующая кафедрой русского языка, уже много лет работающая со студентами иностранцами и помогающая им в изучении своего предмета на протяжении всех лет обучения. Она немного дополнила последний доклад, куратором которого и являлась, рассказав о том, какая работа по многосторонней помощи студентам-иностранцам проводится на кафедре, напоследок сказав, что все мы – «одна большая семья».

В заключение выступил профессор кафедры нормальной физиологии Яковлев Виктор Николаевич, поблагодарив выступающих и их кураторов за добротно выполненные увлекательные доклады и высказав свое личное впечатление о проведенном мероприятии.