mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
22.06.2023

Интернет-проект «Экскурс в историю». Ранение сердца

Интернет-проект «Экскурс в историю». Ранение сердца

В День памяти и скорби, который наша страна ежегодно отмечает 22 июня, мы вновь обращаемся к книге воспоминаний Алексея Владимировича и Татьяны Николаевны Русановых «Одна на всех война» (Великая отечественная война в мемуарах семьи Русановых).

В публикуемом сегодня фрагменте авторы делятся воспоминаниями о городе Воронеже после освобождения его от немецко-фашистских захватчиков. События разворачиваются весной 1944 года и содержат фактический материал, о котором многие, мы уверены, не знают.

Ранение сердца

Весной 1944 года Воронеж ещё лежал в руинах. Но жизнь шла, и постепенно появлялись все необходимые учреждения. Конечно, интерьер они имели, мягко говоря, несоответствующий. Областная больница, например, поместилась в здании бывшей поликлиники Ворошиловского района. Теперь «исправленное и дополненная» это больница №3. А тогда областная больница заняла относительно уцелевший первый этаж, где до войны было бальнеологическое отделение. От всей былой роскоши остался красивый, выложенный метлахской плиткой, пол. Крышу создали кое-как из подручных материалов. Оконные проёмы заложили кирпичом. Освещались керосиновыми лампами, свечками. Зимой топили печи.

Несмотря на обстановку, более напоминавшую полевой госпиталь, эта единственная на весь город хирургическая больница дежурила по скорой помощи круглосуточно и ежедневно. В примитивной операционной делались, конечно, и плановые операции, но гораздо чаще – операции срочные. Очень много поступало больных с разными травмами. В городе было неспокойно, ползли жуткие слухи о бандитах а похищениях детей, о ночных нападениях. Особенно в глухом углу, где на пересечении улицы Плехановской с железнодорожной веткой на Курск, стояла больница. На каждом дежурстве приходилось оказывать помощь пострадавшим.

Позднезимней ночью 1944 года бандиты ударили прохожего заточкой в грудь. Это случилось как раз у развалин виадука. Раненый успел добежать до больницы и упал на пол в пропускнике. Старая опытная санитарка, тогда ещё их называли: «няня» – Федора Лаврентьевна Приходько, работавшая ещё в Земстве, с одного взгляда поставила диагноз: «Похож у него сердечная сорочка ранета!» Она не ошиблась. Раненого срочно взяли на стол. Несмотря на то, что освещались керосиновые лампой, наркоз пришлось давать капельный, чрезвычайно взрывоопасным эфиром. Иного не было тогда. Как не было ни капельниц, ни наркозных аппаратов. Ничего. Оперировать мне пришлось одной. Я была ответственным и единственным дежурным хирургом. Ассистировала мне студентка 5 курса. Вскрыли грудную клетку. Зашили непроникающее ранение сердца и рану перикарда. Зашили обычными белыми катушечными нитками. Стерильными, конечно. Иной шовный материал отсутствовал. Когда наложили последний шов на перикард, сердце остановилось. Ни на что не надеясь, я всё же тихонько сжала его рукой. Раз, ещё раз… Сердце трепыхнулось, встрепенулось, сократилось, расправилось и заработало, набирая силу и ритм. Ввели, как тогда полагалось, камфору с кофеином. Дали подышать кислородом (рядом с открытым огнём!). Зашили операционную рану.

Раненый не только остался жив, он поправился. Таким образом, это первый случай успешного открытого массажа сердца в Воронеже.

Отдел интернет-проектов и онлайн-сервисов
Интернет-проект «Экскурс в историю»