mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
26.01.2021

Участие студентов в управлении образовательным процессом

Участие студентов в управлении образовательным процессом

Обновленный состав комиссии по качеству обучения Совета обучающихся обсудил с представителями администрации ВГМУ им. Н.Н. Бурденко итоги опроса 455 студентов всех курсов и факультетов, который был проведен с 30 ноября по 4 декабря 2020.

В середине декабря 2020 года прошло заседание по обсуждению предложений, сформулированных Комиссией по качеству обучения Совета обучающихся. Предложенные инициативы Комиссии составлены по итогам интерактивного опроса среди обучающихся в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко, проведенного как необходимость «обратной связи» в ответ на новый формат преподавания в вузе – дистанционного обучения. Нововведение заставило студентов высказать не только свое мнение, но и свои пожелания по поводу возможного повышения удобства такого формата обучения, а также возможностях преодоления, возникающих у обучающихся в условиях «дистанционки» проблем.

В обсуждении инициатив приняли участие проректор по учебной работе, деканы факультетов вуза и директора институтов, проректор по воспитательной работе и информационной политике, начальник отдела воспитательной работы и молодежной политики, председатель Совета обучающихся, студенты – члены Комиссии по качеству обучения Совета обучающихся. Такое широкое представительство руководства и студентов вуза в обсуждении возникших вопросов позволило с двух сторон – преподавателя и студента – обсудить каждое предложение, оценить и разъяснить сложившуюся ситуацию, а также, практически сразу же, согласовать решение по нему. Итогом заседания стало принятие консолидированного решения по каждому затронутому членами Комиссии вопросу.

01.jpg

Большую озабоченность у студентов вызвало дистанционное обучение на базе Российской платформы онлайн сервисов Webinar. Инициатива предлагала использовать регламент проведения занятия в режиме «Один вещатель», когда студенты во время онлайн-пары находятся в «режиме ожидания» с выключенными средствами коммуникации (видеокамера, микрофон), но при этом остаются «зрителями», а режим «активный участник» включается только при обращении преподавателя к конкретному студенту. Студенты предлагали обратить внимание на многие технические возможности платформы Webinar – например «Чат», который позволяет поддерживать текстовую коммуникацию между студентами и преподавателем при технических проблемах (отсутствие звука, видео-картинки, снижение скорости сети Интернет). Часть инициатив касалась расширения возможности ликвидации текущей задолженности по обучению у студентов с использованием других онлайн сервисов кроме платформы Webinar, а также формирования графика ликвидации текущей задолженности и строго следования ему. Развернувшееся обсуждение по предложенным инициативам позволило изменить представления студентов об организации онлайн обучения через Webinar: используемая в обучении платформа соответствует требованиям ФГОС ВО, а ее технические характеристики позволяют охватить широкую аудиторию. Безусловно, не все возможности онлайн-платформы используются в равной мере, как преподавателями, так и самими студентами – поэтому только совместное стремление всех участников образовательного процесса к совершенствованию позволит достичь успеха. До сведения собравшихся студентов было доведено, что график консультаций преподавателей на каждой кафедре формируется до начала учебного семестра и предоставляется студентам на странице дисциплины на платформе Moodle. В связи с тем, что на данный момент обучение проходит в дистанционном формате, текущие консультации проводятся на электронной платформе Webinar, Moodle по предварительной записи в конкретное установленное время.

Следующим блоком вопросов и предложений относился к системе Moodle, которая уже длительное время функционирует в вузе и зарекомендовала себя как надежная и удобная платформа электронного дистанционного обучения. Студенческие инициативы касались больше «технических» аспектов организации онлайн обучения: увеличения времени прохождения тестового контроля (из расчета 2 минуты на 1 вопрос), увеличения сроков доступа к тестированию (2 суток на прохождение теста), а также увеличения объема загружаемых файлов, прикрепляемых к решению онлайн заданий и изменения метода оценки результатов обучения со «средний балл» на «высший балл».

03.jpg

Регламент проведения тестирования (время, формат тестового контроля, итоговая оценка знаний и проч.) определяется образовательными программами по дисциплинам. Технические возможности онлайн-обучающих платформ (в т.ч. и Moodle) не безграничны и определены соответствующими характеристиками, которые не противоречат требованиям Федерального законодательства в сфере образования и в настоящее время являются максимально возможными. Время прохождения одного теста определено реальным опытом и результатами научных исследований в области педагогики. Так, еще в 2001 году профессор А.Н. Майоров в своем научном исследовании «Теория и практика создания тестов для системы образования» рассчитал оптимальное время одного тестирования по 1 вопросу – 1 минута, т.к. увеличение этого срока приводит к снижению внимания и реакции на вопрос, а сокращение – к нервному перенапряжению.

Отдельное внимание студенты просили уделить оценке практических навыков у студентов. К сожалению, дистанционное обучение не позволяет в полной мере изучить этот компонент учебного процесса, а полученные итоговые результаты не всегда удовлетворяют студентов. В ходе обсуждения, участники пришли к единодушному мнению о том, что подобная проблема существует, и является неотъемлемой частью онлайн обучения, тем более в медицинском вузе. Большинство клинических кафедр пытаются создать обучающие онлайн комплексы, которые призваны частично компенсировать пробелы практической подготовки и при отработке навыков в этих условиях очень важно получить от студентов «обратную связь».

Инициатива студентов по использованию цифровой образовательной платформы Дневник.ру с целью учета результатов образовательного процесса и оценки знаний при онлайн обучении не может быть реализована, т.к. в вузе внедрена и активно используется Система комплексной автоматизации образовательной организации ТАНДЕМ, которая представляет из себя полноценную электронную информационно-образовательную среду на базе современной платформы, позволяющей осуществлять самостоятельное развитие, доработку и расширение функциональности системы в любом нужном вузу направлении и удовлетворяющей всем требованиям Федерального законодательства в сфере образования.

В завершении встречи, после того, как все инициативы студентов были детально разобраны и обсуждены, проректор по учебной работе профессор А.А. Зуйкова поблагодарила всех участников, заверив, что подобный формат диалога очень важен как для обучающихся, так и для администрации университета и подобные обсуждения должны быть регулярными. 

Информация:

В нашем университете с 2015 года в структуре Совета обучающихся ведет свою деятельность комиссия по качеству обучения, тем самым реализуется право студентов на участие в управлении образовательным процессом, в целях обеспечения защиты прав студентов в получении качественного образования, а также в содействии в подготовке квалифицированных специалистов. В ноябре 2020 года был обновлен состав данной комиссии. В него вошли:

1. Дорохов Антон Евгеньевич – лечебный факультет;
2. Андреев Иван Алексеевич – педиатрический факультет, заместитель председателя комиссии;
3. Белозерова Екатерина Алексеевна – стоматологический факультет;
4. Башмакова Олеся Романовна – медико-профилактический факультет;
5. Гамзаева Динара Дустаметовна – институт сестринского образования, секретарь комиссии;
6. Курбанова Анжелика – МИМОС.

Антон Дорохов,
студент лечебного факультета,
председатель комиссии по качеству обучения Совета обучающихся