Интернет-проект «Почётные профессора и почетные доктора ВГМУ им. Н.Н. Бурденко»: профессор Анатолий Степанович Фаустов
Фаустов Анатолий Степанович – доктор медицинских наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации, Академик РАЕН, МАН, Польской медицинской академии.
А.С. Фаустов о себе: фрагменты жизненного пути
Выдающиеся личности формируются не посредством красивых речей, а собственным трудом и его результатами.
А. Эйнштейн
Действительно выдающимся человеком может быть лишь тот, кто в повседневных делах способен оставаться человеком обыкновенным.
М. Бонтемпелли
Личность профессора А.С. Фаустова так многогранна, что всякое его жизнеописание никогда не сравнится с уникальными личными комментариями, вырисовывающими портрет человека и ученого ярко и талантливо.
О месте рождения.
Это замечательное место. Речка Оскол, сады и леса. Любовь к воде, лесу, лугам и полям зародилась у меня в те далекие годы и сохранилась на всю жизнь. Помню, какое счастье я испытывал, когда отец брал меня на лодку – поплавать и порыбачить.
О школьных годах.
Школьные годы вспоминаю как счастливые: учился с интересом, любил читать, занимался коньками, лыжами, волейболом, футболом. Такая жизнь продолжалась до июня 1941 года.
О военном времени.
Великая Отечественная война перевернула жизнь всего народа нашей страны и моей семьи. В 11-12 лет я перенес все беды, несчастья и трагедии, вызванные войной. До сих пор я не только помню, но и ощущаю, как взрывная волна немецких авиабомб прижимает меня к стенке подвала, где мы скрывались от бомбежек.
В моем сознании на всю жизнь остались трагедии войны: гибель людей на фронте и в тылу, разрушенные города, голод и холод.
О мужской гимназии №3.
Это была замечательная школа, прекрасные учителя и воспитатели, в числе их директор школы Николай Иванович Донцов, который был не только администратором, но учителем и воспитателем.
В те трудные послевоенные годы для учеников он организовал обучение танцам: вальсу, мазурке, па-де-катру и др. А как вдохновенно проводил уроки литературы Николай Степанович! Когда он читал «Как хороши, как свежи были розы…», слезы выступали у него на глазах…
О поступлении в мединститут.
Мама хотела, чтобы я стал врачом, папа – строителем. Меня же привлекало море, и я поехал в Ленинград поступать в Высшее военно-морское инженерное училище имени Ф. Дзержинского на кораблестроительный факультет. Как оказалось, мест на кораблестроительный факультет не было, и мне предложили другие факультеты, но я отказался.
К радости родителей, я вернулся в Воронеж и отнес документы для поступления в медицинский институт. Срок подачи документов уже истек, и вопрос о моем поступлении мог решить только ректор (в те годы директор). Меня принял профессор Д.А. Бирюков, подробно расспросил об учебе в школе и поддержал мое решение поступать в медицинский институт, подписав заявление о поступлении на лечебный факультет. Как имеющий золотую медаль, я был зачислен в вуз без сдачи экзаменов…
Об учебе и Всеволоде Антипове.
Уже на первом и втором курсах я принимал участие в комсомольской и общественной жизни студентов. На это, очевидно, обратил внимание старшекурсник Сева Антипов, работавший секретарем комитета ВЛКСМ. Хочу подчеркнуть, что он, как и все бывшие фронтовики, ставшие студентами мединститута, определяли ритм и содержание нашей внеучебной деятельности. Пройдя через тяжелые годы войны, они в значительно большей степени, чем мы, «зеленая» молодежь, понимали и осознавали ценность и важность учебы в институте.
Сева всегда подчеркивал, что каждый студент должен привносить в жизнь, учебу и отдых что-то новое, полезное для формирования гражданина и специалиста. Входя в комитет ВЛКСМ, он всегда восклицал: «Привет! Что нового?». Он стал для меня примером во всем: в учебе, во взаимоотношениях с товарищами, в активном образе жизни.
О выборе направления научной деятельности.
Быстро прошли студенческие годы. На шестом курсе я проходил субординатуру на кафедре госпитальной терапии под руководством прекрасного специалиста-терапевта и замечательного человека Владимира Степановича Нестерова. Он и его сотрудники делали все возможное, чтобы спасти жизнь больным, но не всегда это удавалось. Умерли и две женщины, которых я курировал. Я серьезно переживал, много думал и решил, что по своим человеческим качествам не смогу переносить смерть пациентов.
Такие рассуждения привели меня к мысли заниматься профилактической медициной. Так я попал в аспирантуру на кафедру общей гигиены…
О жизненных этапах.
Я прошел все этапы вузовской жизни: студент, аспирант, ассистент, доцент, профессор, заведующий кафедрой (по учебной линии); кандидат, затем доктор медицинских наук (по научной линии); заместитель декана, декан, проректор, ректор (по административной линии).
Я очень благодарен моим учителям и наставникам Ивану Павловичу Фурменко, Вадиму Алексеевичу Покровскому, всем сотрудникам кафедры общей гигиены, друзьям и товарищам в Alma Mater и за ее пределами: академику А.И. Потапову и близким мне сотрудникам центра гигиены им. Ф. Эрисмана, моим сокурсникам – и ныне живущим, и ушедшим из жизни.
О семье.
Для меня, как и для большинства людей, существует в жизни три ценности: здоровье, семья (дом) и работа (для меня – кафедра). Хочу сказать, что в этих направлениях судьба была ко мне благосклонна.
На всех этапах жизни и работы меня поддерживала моя семья. Рано ушли из жизни мои родители и очень рано моя жена Галя. Они всегда в моей памяти, и я никогда не мог подвести их доверия ко мне.
О кафедре.
Второй дом для меня – кафедра, где сформировался хороший коллектив: есть радость, человеческое и профессиональное общение.
Спасибо всем, кто сопровождал меня в жизни – моим родным, друзьям и товарищам.
Таких как Фаустов, сама природа жизни выбирает,
Вдыхая в них свою любовь,
Талантом, мудростью их наполняет,
Пример для всех – нам вдохновение дарит,
Надежду на добро, давая вновь и вновь!
Интернет-проект «Почётные профессора и почетные доктора ВГМУ им. Н.Н. Бурденко»
Материал для интернет-проекта подготовлен сотрудниками кафедры общей гигиены