mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
29.12.2023

Интернет-проект «Экскурс в историю». Снежинки. Из воспоминаний Татьяны Николаевны Русановой

Интернет-проект «Экскурс в историю». Снежинки. Из воспоминаний Татьяны Николаевны Русановой

...Приближались самые первые новогодние каникулы. Дома начались приятные хлопоты.

Готовились и в школе к Новогоднему утреннику. Нанизали на длинные нитки ватные шарики и развесили их в Актовом зале. Мы разучивали песни к Новому Году про ёлку. В одной были такие строчки:

Ветку нарядную
Ниже опусти!
Нас шоколадною
Рыбкой угости.

По тем временам, когда главным лакомством был подсолнечный жмых, это звучало издевательством.

Нас – первоклассниц – разделили на две группы. Одна должна была изображать хоровод зверей, другая снежинок. Меня назначили снежинкой. Не скажу, чтобы это доставило мне радость. Каждый день теперь нас задерживали после уроков и учили танцевать. Напевая простенькую песенку, двадцать девочек должны были синхронно выполнять разные «па». Слова я запомнила сразу. С движениями оказалось сложнее.

Мы белые снежиночки,
Спустилися сюда.
Летим мы, как пушиночки,
Холодные всегда.

Под эти слова мы появлялись на сцене. Плавно и, главное, слаженно размахивая руками, изображали полёт.

Вот эта тучка серая,
Она была наш дом.

Образовав в круг, отставив ножку, одной рукой придерживая край юбочки, другой мы указывали на воображаемую тучку. «Рукой, я говорю рукой, а не пальцем. Пальцем культурные люди не показывают!» – гремела учительница.

С неё мы опустилися
И здесь мы отдохнём.
Напевая, мы плавно приседали.
Прилечь на землю хочется,
Но ветер – он злодей!
Всё крутит нас, всё вертит нас
И всё быстрей, быстрей.

Под громкие звуки старенького пианино, изображавшего завывание ветра, мы все поднимались и начинали кружиться: «Руки над головой овалом, овалом!» (И что это за овал такой?) Музыка стихала:

Вот небо проясняется
И звёздочки горят –

пели мы, снова, став в кружок, и в такт вертели кистями поднятых рук, изображая, как горят звёздочки.

Снежинки опускаются,
Снежинки спать хотят. (Все должны были приседать плавно и согласно).
Когда подует ветер
И зимний день пройдёт.
Весёлые снежиночки
Собрались в хоровод.
Все крутятся, все вертятся
Одна вслед за другой.
И землю покрывают
Сплошною пеленой.

Покрутившись, сколько полагалось, мы изображали умирающих лебедей, замирая на дощатом полу.

Я как-то сначала услышала две последние строчки так: «Всё крутятся, всё вертятся одна в слезах другой». Долго думала, что так и есть. И не диво! Ведь репетиции шли трудно. В валенках, в бурках, в совершенно неподходящей для порхания одежде, мы пытались этих снежинок изображать. Нас учили и лаской, и таской. Добиваясь, чтобы 20 девочек абсолютно синхронно бежали и подпрыгивали, плавно махали руками и приседали, наставницы наши так долго заставляя повторять движения, что дело нередко кончалось слезами. Иногда, потеряв терпение, учили личным примером. Вспоминая теперь, как грациозно исполняли элементы танца наши учительницы, я думаю, что они были совсем не так стары, как думалось мне. Тогда мне за них – кланяющихся и приседающих – было как-то неловко. Не учительское это дело – порхать снежинкой, летать пушинкой.

Всем участникам предложили принести соответствующие костюмы. Кому зверские. А нам снежинкам, – балетные пачки, кокошник, белые туфли и белые носочки.

Зима 1946 года. Разорённый Воронеж. Где всё это взять? Милая моя бабушка, проявив чудеса изобретательности, своими искусными руками создала всё необходимое. Даже тапочки обшила белой тряпочкой. Но вот белых носков у меня не было. Носки вообще были в дефиците. Вместо них бабушка дала белые чулки. Чулочные фабрики, не имея краски, всех обули в белые чулки.

Я принесла в школу большой пакет. Учительница всё осмотрела. Не преминула заметить, что и пачка могла бы быть побогаче. И туфли настоящие. А против чулок она вообще восстала: «Сказано же – носки. Всем одинаково». Я принесла чулки домой. Но бабушка восстала в свою очередь: «Что она выдумывает! Все балерины всегда танцуют в чулках. Вот, помню, в Большом театре...»! В общем, понесла я на другой день опять чулки, попыталась объяснить про Большой театр. Ох, лучше бы не пыталась. Дома начала канючить носки. Муки мои длились довольно долго. Победила всё же учительница.

Но ни в чулках, ни в носках я не танцевала. Я простудилась и заболела перед концом второй четверти.

В моей пачке танцевала моя подруга Валя. Она тоже была снежинкой, но ей родители костюм сшить не смогли. Учительница, увидев грустную Валю перед началом утренника, подозвала: «Вы, ведь, хоть и в разных классах, но с Таней подружки? Ну, надевай её костюм!» Валя была просто счастлива. Костюм потом забрали «в пользу школы». Более я его не видела.

Интернет-проект «Экскурс в историю»