Учим русский язык дистанционно. Кафедра русского языка делится опытом
2 ноября 2020 года кафедра русского языка начала дистанционное обучение слушателей отделения предвузовской подготовки (далее ОПП). В качестве обучающих платформ нами используются платформы Вебинар и Moodle.
Как известно, основной целью изучения иностранного языка является овладение всеми видам речевой деятельности: говорением, аудированием, чтением и письмом. Достижение данной цели в максимальном объеме достижимо при очной форме обучения в условиях естественной иноязычной языковой среды. Дистанционный образовательный процесс привел нас к необходимости выбирать методы и принципы обучения, которые были бы эффективными в условиях виртуальной образовательной среды.
На платформе Вебинар согласно расписанию с понедельника по субботу проходят практические занятия-видеоконференции, обеспечивающие видеосвязь преподавателя и студента. Платформа Moodle используется для самостоятельного обучения иностранцев без контакта с преподавателем, а также для проведения текущего и промежуточного контроля знаний обучающихся.
Следует отметить, что дистанционный курс русского языка в режиме синхронного обучения ранее не разрабатывался, поэтому коллектив кафедры оказался в условиях необходимости организации качественного дистанционного обучения в сжатые сроки. Преподаватели-русисты стараются максимально разнообразить формы представления материала: дробят сложные грамматические темы на небольшие объемы информации; чтобы усилить интерес к обучению, объясняют иностранным слушателям теоретический материал, сопровождая его презентациями, используют максимум иллюстраций, используя привычную для молодежи клиповость коммуникации. На платформе Moodle теоретическая часть вводно-фонетического курса, а также формулировки заданий представлены на русском и английском языках.
В 2020 – 2021 учебном году иностранные слушатели ОПП оказались в условиях отсутствия языковой среды, что, безусловно, негативно сказывается на развитии их устной речи. Поэтому, чтобы оптимизировать развитие данного речевого навыка, на занятиях активно используется диалогическая форма общения преподавателей с обучающимися и обучающихся друг с другом. Тексты для чтения планируется начитывать на диктофон и выкладывать аудиозаписи в Moodle. Наличие доступа к аудиозаписям даст возможность иностранцам неограниченное количество раз прослушивать и репродуцировать данные тексты.
Во время занятий иностранным слушателям предлагаются коммуникативно ориентированные задания из бытовой сферы общения, скорректированные под реалии дистанционного формата обучения. Подбирая интересные задания, чередуя формы подачи материала, вовлекая слушателей в процесс обучения, преподаватели русского языка стараются повысить мотивацию и раскрыть внутренние резервы каждого обучающегося. Обратная связь с учащимися организуется посредством выполнения тестовых заданий различных типов в Вебинаре и в Moodle, проверки домашних заданий в устной форме.
Нельзя не отметить трудности организации и проведения практических занятий в Вебинаре, не зависящие от компетентности преподавателя. В первую очередь, это нестабильная интернет-связь как со всей группой, так и с отдельными учащимися. 30% учащихся практически не имеют возможности активно присутствовать на занятиях из-за асинхронности интернет-связи с их странами. Также можно предположить, что они не имеют необходимого оборудования, обеспечивающего связь высокого качества. Обучение для этих слушателей возможно только при наличии записей вебинаров. В формате дистанционного обучения, к сожалению, не представляется возможным сформировать у учащихся навык письма на русском языке, что в перспективе неизбежно приведет к трудностям при конспектировании лекций.
Отдельно стоит обратить внимание на психолого-педагогические проблемы, которые при организации вынужденного дистанционного обучения испытывают и преподаватели, и иностранные обучающиеся. Снижение двигательной активности, повышение нагрузки на глаза и опорно-двигательный аппарат приводят к быстрой утомляемости. Процесс исправления ошибок и оценивания выполненного задания каждого слушателя в присутствии всей группы вызывает определенный психологический дискомфорт у представителей различных культур. Кроме того, преподаватели столкнулись с новой формой психологического барьера у слушателей, когда последние выходят в эфир с выключенными веб-камерами или временно выходят из эфира по неизвестным причинам. С учетом вышеописанных факторов сложно представить себе, каким образом преподавателю следует формировать коллектив интернациональной учебной группы в условиях виртуального общения.
Тем не менее, в целом на отделении предвузовской подготовки учебный и адаптационный процессы протекают довольно успешно. В качестве иллюстрации мы предлагаем ознакомиться с презентациями слушателей ОПП на тему «Моя родная страна, мой родной город», которые были созданы ими после двух недель обучения. На слайдах видно, что иностранцы с удовольствием выполняли это работу, а допущенные орфографические или грамматические ошибки демонстрируют их самостоятельность при выполнении задания.
Зав.кафедрой русского языка Дедова О.М.