mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10

Информация с ректорского совещания

Информация с ректорского совещания   
Гришина Людмила Александровна  
Начальник ОПУ  


23.12.2015

На очередном ректорском совещании был заслушан доклад начальника ОПУ Гришиной Людмилы Александровны «Дополнительные платные образовательные услуги: правовые основы, организация внутреннего контроля, конфликт интересов педагогического работника при оказании платных образовательных услуг».

Право бюджетных образовательных организаций на осуществление платных услуг закреплено на законодательном уровне.

В соответствии с статьей 9.2 Федерального закона № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях», бюджетные учреждения, в том числе медицинский университет, вправе выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, сверх установленного государственного задания для граждан и юридических лиц за плату.

Оказание платных образовательных услуг возможно в соответствии со статьей 101 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и регулируется Правилами оказания платных образовательных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации № 706.

Порядок оказания платных образовательных услуг в медицинском университете регламентирован соответствующим Положением, принятым в новой редакции решением ученого совета университета от 29.10.2015 (протокол № 4) и утвержденным приказом ректора от 29.10.2015 № 825.

К платным образовательным услугам, оказываемым университетом относятся:

- обучение граждан по образовательным программам среднего профессионального, высшего образования, программам подготовки кадров высшей квалификации, дополнительного профессионального образования сверх контрольных цифр приема;

-получение второго образования соответствующего уровня на условиях полного возмещения затрат по договорам с юридическими и физическими лицами;

- проведение консультаций для приема экзаменов кандидатского минимума у соискателей ученой степени;

- оказание платных образовательных услуг иностранным гражданам (довузовская подготовка, курсы русского языка и т.д.);

- дополнительные образовательные услуги.

По итогам мониторинга, проведенного Рособрнадзором с целью совершенствования работы по обеспечению соблюдения прав граждан при предоставлении платных дополнительных образовательных услуг, установлено, что при осуществлении государственного контроля в области образования в отношении образовательных учреждений были выявлены, помимо прочего, следующие нарушения:

- оказываются платные дополнительные образовательные услуги, предусмотренные соответствующими образовательными программами и образовательными стандартами;

- проводятся учебные занятия за счет часов, отведенных в основных образовательных программах на факультативные, индивидуальные и групповые занятия, для организации курсов по выбору обучающихся.

На недопущение указанных нарушений необходимо обратить внимание при осуществлении образовательной деятельности за плату.

Предоставляя вузам возможность получения дохода за счет платных образовательных услуг, законодатель императивно установил запрет на оказание платных образовательных услуг вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований. Средства, полученные организациями, осуществляющими образовательную деятельность, при оказании таких платных образовательных услуг возвращаются оплатившим эти услуги лицам (ч. 2 ст. 101 Закона № 273-ФЗ). На необходимость неукоснительного соблюдения данной нормы закона неоднократно обращалось внимание Рособрнадзором России, Минобрнауки России, прокуратурой, осуществляющей общий надзор за соблюдением законодательства Российской Федерации.

Дополнительные платные образовательные услуги являются одной из разновидностей приносящей доход деятельности. При этом часть заработанных денежных средств идет на вознаграждение педагогических работников, участвующих в оказании ОУ.

И в этом ключе необходимо затронуть вопрос «конфликта интересов педагогического работника».

Согласно ст. 2 Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» конфликт интересов педагогического работника – это ситуация, при которой у последнего при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.

Подобное определение на законодательном уровне появилось впервые, что позволяет сделать вывод о существующей в этой области проблеме, разрешить которую попытались путем правового регулирования.

Сущность конфликта интересов заключается в противоречии между личным интересом и профессиональной обязанностью.

Ситуация конфликта интересов в педагогической деятельности является слабо формализованной, и на практике как у работников, так и у руководителей образовательных учреждений, у контролирующих организаций будут неизбежно возникать вопросы: является ли та или иная конкретная ситуация ситуацией конфликта интересов или нет.

Закон № 273-ФЗ косвенно называет лишь один случай конфликта интересов – оказание педагогическим работником платных услуг обучающимся в организации, где он работает. В соответствии с ч. 2 ст. 48 Закона № 273-ФЗ педагогический работник образовательной организации не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника. Например, образовательные услуги по углубленному изучению иностранного языка и образовательные услуги по освоению иностранного языка в рамках учебной программы не должны оказываться одним и тем же педагогическим работником одному и тому же потребителю услуг.

Необходимо понимать, что нарушение педагогическим работником требований о конфликте интересов может повлечь применение к нему мер юридической ответственности. Исходя из п. 7.1 ст. 81 ТК РФ в случаях непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, трудовой договор с ним может быть расторгнут, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя. Как видно, данные нормы трудового законодательства имеют диспозитивный характер, то есть увольнение педагогического работника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, является возможным, но не обязательным. Однако информация о том, что увольнение по данному основанию может иметь место, должна быть доведена до сведения профессорско-преподавательского состава вуза.

По итогам ректорского совещания было принято Решение.