mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
              

X Съезд Российского Союза ректоров

X Съезд Российского Союза ректоров   
Бурлачук Виктор Тимофеевич  
Проректор по НПРСПЗ  


25.12.2014

30 октября 2014 года в Москве состоялся X Съезд Российского Союза ректоров, на котором присутствовали 487 членов Российского Союза ректоров.

Перед ректорами выступил президент Российской Федерации В.В. Путин и обозначил приоритетные направления развития высшей школы. Основной задачей было признано повышение качества образования, развитие университетской науки. Президент РФ отметил также, что необходимо сближение вузов и производства. На современном этапе важнейшими направлениями работы вуза являются формирование здорового образа жизни в молодежной среде и приобщение студентов к спорту.

Участниками съезда была принята декларация «НОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ», в которой отражены основные задачи, стоящие перед высшей школой в современном мире.

30 октября 2014 года состоялся X Съезд Российского Союза ректоров, на котором присутствовали 487 членов Российского Союза ректоров.

Перед ректорами выступил президент Российской Федерации В.В. Путин и обозначил приоритетные направления развития высшей школы. Основной задачей было признано повышение качества образования, развитие университетской науки. Президент РФ отметил также, что необходимо сближение вузов и производства. На современном этапе важнейшими направлениями работы вуза являются формирование здорового образа жизни в молодежной среде и приобщение студентов к спорту.

Участниками съезда была принята декларация «НОВЫЕ УНИВЕРСИТЕТЫ ДЛЯ НОВОЙ РОССИИ», в которой отражены основные задачи, стоящие перед высшей школой в современном мире.

Образование – один из ключевых факторов обеспечения международной конкурентоспособности.

Российская высшая школа представляет собой мощную разветвленную сеть, охватывающую около тысячи вузов, в которых работают около 300 тысяч человек преподавателей, более половины из них – специалисты высшей квалификации (кандидаты и доктора наук). Количество обучающихся в вузах России приближается к 5 млн. человек. Это мощный интеллектуальный ресурс, необходимый для успешного развития страны.

Миссия университетов в современных условиях

Приоритетной задачей университетского сообщества является формирование единого общероссийского образовательного пространства. Ее выполнение направлено на повышение качества образования. Междисциплинарность становится вторым важным фактором повышения качества образования.

Междисциплинарные курсы должны стать обязательным элементом образовательных программ и учебных планов.

Необходимым условием повышения качества образования является эффективное использование новых средств обучения.

Российская высшая школа должна создать единую общенациональную систему дистанционного образования для всех категорий учащихся, направлений подготовки и переподготовки.

Необходимо при этом учитывать, что университеты не смогут обойтись без живого, непосредственного общения студента с преподавателем. Человеческий фактор в обучении незаменим, поэтому психолого-педагогическая подготовка в высшей школе – одна из насущных задач современности. Существенную роль в повышении качества образования может сыграть академическая мобильность студентов и преподавателей в российском образовательном пространстве. Это могут быть семестровые академические обмены студентами (включенное обучение), межуниверситетские учебные курсы, в том числе, в онлайн формате, межвузовские летние и зимние школы, практики, межвузовское руководство научными проектами и т.п.

Повышение квалификации в ведущих вузах, обмен опытом с коллегами из разных университетов могли бы учитываться как положительные показатели при прохождении преподавателями аттестации и избрании по конкурсу.

Стратегически важно готовить специалистов, которые потребуются отраслям промышленности и регионам через пять – десять лет в рамках нового технологического уклада, быстрого развития высоких технологий.

С целью реализации задачи по экономическому развитию страны, необходимо максимально приблизить профессиональное образование к производству. Учебно-производственные практики студентов должны разворачиваться на площадках их возможных будущих рабочих мест, также эффективным может быть создание инжиниринговых центров, осуществляющие связь между университетами и промышленностью. Реализовать выполнение этих задач можно с помощью разработки гибкой системы целевой подготовки и финансовой поддержки специалиста в начале его профессиональной карьеры (стипендии, премии и гранты федерального, регионального, отраслевого, корпоративного уровней).

Динамика научно-технологического развития требует от высшей школы активизации исследовательской деятельности. В университетах России не только обучают студентов, но и успешно проводят научные исследования.

Вузы должны вовлекать студентов в научные исследования с самого начала обучения, приглашать известных учёных, стимулировать и поощрять научное творчество преподавателей.

Российской высшей школе предстоит большая работа по совершенствованию системы научной аттестации – присуждения учёных степеней.

Всё более востребованной становится экспертная миссия университетов, способных давать профессиональные оценки и строить научно обоснованные прогнозы в различных сферах деятельности.

Этим миссия университетов не исчерпывается. Университеты – хранители культурно-исторической памяти народов России. В условиях глобализации университеты должны способствовать укреплению позиции русского языка как государственного и как языка межнационального общения, содействовать сохранению национальных языков и культур народов Российской Федерации. Приоритетное внимание университеты должны уделять естественнонаучной и математической подготовке, не умаляя значения гуманитарного цикла.

Высшая школа должна реализовать выполнение задачи повышения международной конкурентоспособности, это может быть реализовано развитием экспорта высококачественных отечественных образовательных услуг. В целях повышения конкурентоспособности, необходимо развивать национальную систему рейтингования на базе критериев, определяющих качество образования.

Совместно с руководством регионов и представителями работодателей ректорский корпус должен разработать программы образовательной поддержки потребностей регионов в квалифицированных кадрах.

Российский Союз ректоров готов взять на себя ответственность за дальнейшее развитие университетской образовательной системы.

27.jpg28.jpg33.jpg

Подробная информация здесьздесь и здесь.