Информация учёного совета. Вопросы подготовки специалистов через систему дополнительного профессионального образования, как важный фактор повышения качества оказания медицинской помощи
Задача обеспечения качества и безопасности медицинской помощи в медицинских организациях актуальна для любой страны. На сегодняшний день главными факторами в обеспечении качества медицинской помощи являются: система подготовки медицинских кадров в образовательных организациях, система непрерывного повышения их квалификации после окончания вуза и система управления качеством медицинской помощи на всех уровнях, в том числе в медицинских организациях.
Внедрение новых медицинских технологий, достижения фундаментальных дисциплин, данные доказательной медицины и др. обусловливают систематический пересмотр и обновление учебных материалов, профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, что воплощается в основных и дополнительных образовательных программах, и служит главной цели – повышению качества медицинской помощи.
На современном этапе система здравоохранения сталкивается с дефицитом медицинских специалистов, что влечет за собой интенсификацию их труда, необходимость обучения в дистанционной форме, без отрыва от работы. Вместе с тем, отмечается рост ожиданий пациентов, обусловливающий необходимость предоставления гарантий качества медицинской помощи.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» при разработке Национального проекта в сфере здравоохранения необходимо обеспечить достижение целей к 2024 году: снижение смертности населения, ликвидация кадрового дефицита, повышение доступности первичной медико-санитарной помощи и ряд других. Одной из задач для достижения поставленных целей является обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного медицинского образования работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.
В соответствии с концепцией дополнительного профессионального образования медицинских специалистов главную роль играет индивидуальный пятилетний цикл, включающий формирование индивидуального плана обучения по специальности и его освоение в течение 5 лет. Компонентами индивидуального плана обучения являются: дополнительные профессиональные программы (ДПП) повышения квалификации и образовательные мероприятия, включающие в себя дистанционные и очные мероприятия (лекции, семинары конференции). Результаты освоения дополнительных профессиональных программ и выполнения мероприятий, включенных в индивидуальный план непрерывного профессионального развития специалиста, будут учитываться при аккредитации специалиста.
Институт дополнительного профессионального образования располагает всеми необходимыми ресурсами для формирования индивидуального плана специалиста:
- обучение осуществляется по 89 специальностям;
- на Портале НМиФО (по состоянию на 25.11.2020) размещено 376 ДПП, что составляет 69,4% от общего числа программ и 166 ДПП традиционной формы обучения, что составляет 30,6%;
- с 2017 года в общей сложности было реализовано 122 аккредитованных научно-практических конференций, провайдером которых выступает ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
Освоения медицинскими специалистами ДПП повышения квалификации по специальностям, предлагаемым ИДПО, и участия в образовательных мероприятиях, будет вполне достаточно, чтобы полностью реализовать часть портфолио, связанную с непрерывным профессиональным образованием.
Важным направлением деятельности ИДПО является взаимодействие с практическим здравоохранением, особенно, в части выполнения задач Национального проекта «Здравоохранение». Актуальность вновь создаваемых программ определяется потребностями врачей регионов. Так, в 2019-2020 учебном году по запросам практического здравоохранения подготовлено в общей сложности 58 ДПП. В рамках реализации Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» по приоритетным направлениям в 2018 году обучено 1607 человек, в 2019 году – 1890 человек.
В соответствии с региональными программами «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» в Воронежской и Липецкой областях, в 2020 году в ИДПО прошли обучение 70 врачей по специальностям «акушерство и гинекология», «анестезиология-реаниматология», «неонатология» с использованием симуляционных платформ.
Распространение коронавирусной инфекции изменило и определило порядок оказания медицинской помощи по профилям. В соответствии с редакциями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» для обучения врачей было подготовлено и размещено на Портале НМиФО 12 ДПП по диагностике, лечению и профилактике коронавирусной инфекции.
Общее число специалистов, прошедших обучение по противодействию распространения COVID-19 составляет 3464 человека, из них:
- образовательные мероприятия освоили 946 человек;
- ДПП повышения квалификации традиционной формы обучения – 976 человек;
- ДПП повышения квалификации НМО – 1542 человек.
В соответствии с Приказом № 198н, прошли обучение 449 ординаторов и студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. В рамках работы проектного офиса за счет средств государственного задания обучено 2069 медицинских специалистов Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей по запросам территориальных органов управления здравоохранением, из них:
- Воронежская область – 1804 человек;
- Липецкая область – 176 человек;
- Тамбовская область – 89 человек.
Вся эта колоссальная работа обеспечивается преподавателями ИДПО, которые не только отвечают за учебный процесс, но и формируют образовательную траекторию работников здравоохранения. В этой связи, ИДПО ориентирован, в первую очередь, на роль и личность преподавателя, реализующего ДПП, его компетентность и профессиональный авторитет. К настоящему моменту в ИДПО сформировалась отличная команда – люди, которые умеют, могут и хотят работать. Мы дорожим всеми и каждым, и выражаем благодарность за компетентность, реактивность, желание работать для дальнейшего развития ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.
Проректор по дополнительному профессиональному образованию, д.м.н., профессор О.С. Саурина,
фото - пресс-служба ВГМУ им. Н.Н. Бурденко