mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
              

Информация учёного совета. Вопросы подготовки специалистов через систему дополнительного профессионального образования, как важный фактор повышения качества оказания медицинской помощи

Информация учёного совета. Вопросы подготовки специалистов через систему дополнительного профессионального образования, как важный фактор повышения качества оказания медицинской помощи   
Саурина Ольга Семеновна  
Проректор по ДПО д.м.н. профессор   


29.11.2020

Задача обеспечения качества и безопасности медицинской помощи в медицинских организациях актуальна для любой страны. На сегодняшний день главными факторами в обеспечении качества медицинской помощи являются: система подготовки медицинских кадров в образовательных организациях, система непрерывного повышения их квалификации после окончания вуза и система управления качеством медицинской помощи на всех уровнях, в том числе в медицинских организациях.

Внедрение новых медицинских технологий, достижения фундаментальных дисциплин, данные доказательной медицины и др. обусловливают систематический пересмотр и обновление учебных материалов, профессиональных стандартов, федеральных государственных образовательных стандартов, что воплощается в основных и дополнительных образовательных программах, и служит главной цели – повышению качества медицинской помощи.

На современном этапе система здравоохранения сталкивается с дефицитом медицинских специалистов, что влечет за собой интенсификацию их труда, необходимость обучения в дистанционной форме, без отрыва от работы. Вместе с тем, отмечается рост ожиданий пациентов, обусловливающий необходимость предоставления гарантий качества медицинской помощи.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» при разработке Национального проекта в сфере здравоохранения необходимо обеспечить достижение целей к 2024 году: снижение смертности населения, ликвидация кадрового дефицита, повышение доступности первичной медико-санитарной помощи и ряд других. Одной из задач для достижения поставленных целей является обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами, включая внедрение системы непрерывного медицинского образования работников, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий.

IMG_6474.JPG

В соответствии с концепцией дополнительного профессионального образования медицинских специалистов главную роль играет индивидуальный пятилетний цикл, включающий формирование индивидуального плана обучения по специальности и его освоение в течение 5 лет. Компонентами индивидуального плана обучения являются: дополнительные профессиональные программы (ДПП) повышения квалификации и образовательные мероприятия, включающие в себя дистанционные и очные мероприятия (лекции, семинары конференции). Результаты освоения дополнительных профессиональных программ и выполнения мероприятий, включенных в индивидуальный план непрерывного профессионального развития специалиста, будут учитываться при аккредитации специалиста.

IMG_6464.JPG  IMG_6459.JPG

Институт дополнительного профессионального образования располагает всеми необходимыми ресурсами для формирования индивидуального плана специалиста:

  • обучение осуществляется по 89 специальностям;
  • на Портале НМиФО (по состоянию на 25.11.2020) размещено 376 ДПП, что составляет 69,4% от общего числа программ и 166 ДПП традиционной формы обучения, что составляет 30,6%;
  • с 2017 года в общей сложности было реализовано 122 аккредитованных научно-практических конференций, провайдером которых выступает ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Освоения медицинскими специалистами ДПП повышения квалификации по специальностям, предлагаемым ИДПО, и участия в образовательных мероприятиях, будет вполне достаточно, чтобы полностью реализовать часть портфолио, связанную с непрерывным профессиональным образованием.

Важным направлением деятельности ИДПО является взаимодействие с практическим здравоохранением, особенно, в части выполнения задач Национального проекта «Здравоохранение». Актуальность вновь создаваемых программ определяется потребностями врачей регионов. Так, в 2019-2020 учебном году по запросам практического здравоохранения подготовлено в общей сложности 58 ДПП. В рамках реализации Федерального проекта «Обеспечение медицинских организаций системы здравоохранения квалифицированными кадрами» по приоритетным направлениям в 2018 году обучено 1607 человек, в 2019 году – 1890 человек.

В соответствии с региональными программами «Развитие детского здравоохранения, включая создание современной инфраструктуры оказания медицинской помощи детям» в Воронежской и Липецкой областях, в 2020 году в ИДПО прошли обучение 70 врачей по специальностям «акушерство и гинекология», «анестезиология-реаниматология», «неонатология» с использованием симуляционных платформ.

IMG_6462.JPG

Распространение коронавирусной инфекции изменило и определило порядок оказания медицинской помощи по профилям. В соответствии с редакциями приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 19 марта 2020 г. № 198н «О временном порядке организации работы медицинских организаций в целях реализации мер по профилактике и снижению рисков распространения новой коронавирусной инфекции COVID-19» для обучения врачей было подготовлено и размещено на Портале НМиФО 12 ДПП по диагностике, лечению и профилактике коронавирусной инфекции.

Общее число специалистов, прошедших обучение по противодействию распространения COVID-19 составляет 3464 человека, из них:

  • образовательные мероприятия освоили 946 человек;
  • ДПП повышения квалификации традиционной формы обучения – 976 человек;
  • ДПП повышения квалификации НМО – 1542 человек.

В соответствии с Приказом № 198н, прошли обучение 449 ординаторов и студентов ВГМУ им. Н.Н. Бурденко. В рамках работы проектного офиса за счет средств государственного задания обучено 2069 медицинских специалистов Воронежской, Липецкой и Тамбовской областей по запросам территориальных органов управления здравоохранением, из них:

  • Воронежская область – 1804 человек;
  • Липецкая область – 176 человек;
  • Тамбовская область – 89 человек.

Вся эта колоссальная работа обеспечивается преподавателями ИДПО, которые не только отвечают за учебный процесс, но и формируют образовательную траекторию работников здравоохранения. В этой связи, ИДПО ориентирован, в первую очередь, на роль и личность преподавателя, реализующего ДПП, его компетентность и профессиональный авторитет. К настоящему моменту в ИДПО сформировалась отличная команда – люди, которые умеют, могут и хотят работать. Мы дорожим всеми и каждым, и выражаем благодарность за компетентность, реактивность, желание работать для дальнейшего развития ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Проректор по дополнительному профессиональному образованию, д.м.н., профессор О.С. Саурина,
фото - пресс-служба ВГМУ им. Н.Н. Бурденко