mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10

Информация ректорского совещания

Информация ректорского совещания   
Дедова Ольга Михайловна  
Зав.кафедрой русского языка к.ф.н. доцент   


24.02.2019

На очередном ректорском совещании с докладом «Проблемы и перспективы обучения русскому языку иностранных обучающихся по основной образовательной программе «Лечебное дело» с элементами английского языка» выступила заведующая кафедрой русского языка к.ф.н. доцент Дедова Ольга Михайловна.

В своем выступлении она отметила, что направление – практика обучения иностранных студентов на английском языке в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко – введена с 2005 года и была вызвана тремя причинами: 
1) необходимостью привлечь студентов из развивающихся стран в Россию для обучения в новых социально-политических условиях; 
2) необходимостью привлечь материальные средства в вузы, поставленные в условия выживания за счет самофинансирования; 
3) для мотивации российских преподавателей к изучению иностранного языка как языка специальности для дальнейшего развития научных и педагогических связей с англоязычными странами.

Учебным управлением были выделены часы для изучения курса русского языка, что сделало необходимым корректировку рабочих программ и всего УМК обучению русскому языку (специальность «лечебное дело») согласно выделенным для обучения англофонов часам на базе программы по русскому языку, образовательным стандартам и лексическим минимумам соответствующего сертификационного уровня обучения.

Это обусловило необходимость подбора и написания учебно-методических пособий для указанной группы обучающихся, внедрения в образовательный процесс адекватных методов и технологий, исследование индивидуально-типологических и психологических особенностей англоговорящих обучающихся, а также простимулировало профессиональный рост преподавателей кафедры и совершенствование педагогического мастерства для решения сложных профессиональных задач, с чем кафедра и успешно справляется.

Методическая и аналитическая работа преподавателей вылилась в создание собственных учебно-методических пособий «Практическая грамматика. Учебное пособие по русскому языку для студентов, обучающихся на английском языке. (Элементарный, базовый и I сертификационный уровни)» как пособие, наиболее адаптированное к современным условиям преподавания в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко.

Докладчик акцентировала внимание членов ректорского совещания на изменениях тематического плана рабочей программы по русскому языку, в который были включены специальные разделы «Подготовка к клинической практике» и «Диалог врача с больным» (в качестве вспомогательного материала для оптимизации работы клинических кафедр), предназначенных для обучающихся с достаточным уровнем владения русским языком или для самостоятельной работы обучающихся.

Далее заведующая кафедрой русского языка доцент Дедова О.М. обратила внимание присутствующих на то, что на кафедре ведется серьезная научно-исследовательская работа. Преподавателями кафедры разработана подробная анкета и проведено анкетирование англоговорящих обучающихся, анализ которого дал возможность выявить особенности и сложности протекания обучения на языке-посреднике, особенности адаптации англофонов к условиям обучения и проживания в России, результаты которой обсуждались на заседании круглого стола.

На материалах исследований кафедры издана монография кафедры «Лингвистическое и экстралингвистические аспекты межкультурной коммуникации», посвященная работе с англоговорящими обучающимися, по этой же теме опубликованы статьи в коллективной монографии (совместно с кафедрой педагогики и психологии) «Высшая школа: проблемы и пути их решения», подготовлена к публикации еще одна монография «Формирование межкультурной компетенции иностранных обучающихся медицинской специальности».

В заключение докладчик отметила, что с целью дальнейшей оптимизации обучения русскому языку англоговорящих обучающихся, кафедра планирует продолжить разработку методических материалов по языку специальности, активизировать научно-исследовательскую работу по изучению особенностей преподавания русского языка как иностранного в указанной группе обучающихся, разработать систему мероприятий, направленных на усовершенствование адаптационных процессов к обучению в медицинском вузе и проживанию в иноязычной языковой среде.

После ответов на вопросы и заинтересованного обсуждения выступления участниками ректорского совещания был принят проект решения.