Воронежский государственный медицинский университет имени. Н.Н. Бурденко
История кафедры

Кафедра педагогики и гуманитарных дисциплин образована 1 июня 2022 года. На основании приказа ректора №349 от 27.05.2022 года, в результате реорганизации двух кафедр: «Педагогики и психологии ИДПО» и «Гуманитарных дисциплин».
Заведующей кафедрой педагогики и гуманитарных дисциплин назначена кандидат педагогических наук, доцент Ирина Егоровна Плотникова.
И. Е. Плотникова – Заслуженный работник науки и образования РАЕ, дважды лауреат конкурса на соискание премии в области науки и образования для учёных высших учебных заведений и научных организаций правительства Воронежской области. Награждена почетным знаком святой Татьяны «Наставник молодежи» за многолетнюю просветительскую и социальную деятельность. За добросовестный труд правительством Воронежской области присвоено звание «Ветеран труда».
История кафедры гуманитарных дисциплин уходит своими корнями в Воронежский государственный университет (ВГУ), где на основании отношения губкома от 12.09.1923 г. № 6378 было принято решение Ученого Совета медицинского факультета ВГУ от 02.10.1923 г. (протокол №531) об открытии кафедры марксизма-ленинизма. Заведующим кафедрой был назначен заведующий губздравотделом Воронежской области, доктор медицинских наук, профессор Иван Прокофьевич Тарадин [1]. За период своего существования кафедра гуманитарных дисциплин пережила несколько этапов реорганизаций, обусловленных изменениями не только статуса марксистско-ленинского учения, философии в нашей стране, но и кардинальными реформами во всех сферах жизнедеятельности общества. В 1930 г. медицинский факультет ВГУ превратился в самостоятельный вуз — Воронежский государственный медицинский институт (ВГМИ).
В августе 1943 г. в Воронеже был организован филиал ВГМИ (директор — доцент М. Г. Малкин). Кафедру марксизма-ленинизма возглавил кандидат философских наук, доцент Н. В. Тарасов [2]. Кафедра марксизма-ленинизма в послевоенные годы не имела помещения, не было учебной литературы. В течение ряда лет кафедра фактически создавалась заново. В результате кафедре были выделены помещения. Сотрудники сами оборудовали учебные аудитории, собрали научную библиотеку по преподаваемым дисциплинам, организовали философский музей. В связи с введением в учебные планы медицинских институтов преподавания политической экономии, в ВГМИ была организована кафедра политической экономии, которую
В 1961 г. на базе кафедр истории КПСС и философии, политэкономии были созданы две кафедры — кафедра истории КПСС и политической экономии (возглавила кандидат экономических наук, доцент Ю. Ф. Мехедова [3]) и кафедра диалектического и исторического материализма (с 1964 г. — кафедра философии и научного коммунизма. В январе 1964 г. заведующим кафедрой философии и научного коммунизма был избран кандидат философских наук, доцент А. Е. Демченко [4]). С 1961 по 1991 годы кафедрой истории КПСС и политической экономии руководили:
▶ кандидат исторических наук, доцент С. С. Румянцев (1961–1969 гг.) [5],
▶ кандидат исторических наук, доцент Н. Г. Гриднев (1969–1975 гг.) [6],
▶ доктор исторических наук, профессор И. Т. Грищук (1976–1991 гг.) [7.]
Кафедра имела хорошо оборудованный учебно-методический кабинет, свою библиотеку и наглядные средства обучения. Все это способствовало улучшению учебного процесса и повышению качества изучения философии студентами. Только за период с 1971 по 1977 гг. число студентов, сдавших государственные экзамены по философии на «хорошо» и «отлично», увеличилось с 77,2 до 89 процентов. Коллектив кафедры принимал самое активное участие в общественно-политической жизни института. Доценты кафедры возглавляли методологические философские семинары, читали лекции в городе и области по самым актуальным проблемам современности. Одновременно шла интенсивная учебно-методическая и научная работа.
В 1984 г. кафедру философии и научного коммунизма возглавил кандидат философских наук, доцент Е. М. Болтенков (с 1997 г. — профессор, доктор философских наук.) [8]. С 1992 по 2003 гг. он заведовал объединенной кафедрой философии и гуманитарной подготовки. Е. М. Болтенков определил цели работы кафедры, связанные с углубленным изучением философско-методологических проблем биологии и медицины, этической проблематики.
С 2002 по 2006 гг. коллектив кафедры работал над комплексной программой «Медицина как феномен культуры» (основатель — профессор Е. М. Болтенков). В этот период появились новые самостоятельные дисциплины: биоэтика, социология, политология, культурология, экономика и др. Для студентов помимо базовых курсов разрабатывались спецкурсы по актуальным проблемам гуманитарных наук.
С 2003 по 2006 гг. кафедру философии и гуманитарной подготовки возглавлял доктор философских наук, доцент В. И. Моисеев [9] (в настоящее время — профессор и заведующий кафедрой философии, биомедицинской этики и гуманитарных наук Московского государственного медико-стоматологического университета им. А. Е. Евдокимова). В 2003 г. под руководством В. И. Моисеева на кафедре начала работать аспирантура по специальности «История и философия науки», был организован прием вступительных и кандидатских экзаменов.
С 2006 по 2021 гг. кафедру философии и гуманитарных дисциплин возглавляли:
▶ доцент Б. П. Буравков (2006–2007 гг.) [10],
▶ доктор философских наук, доцент А. В. Арапов (2007–2009 гг.) [11],
▶ доктор философских наук, доцент М.А. Прасолов (2009–2011 гг.) [12],
▶ кандидат исторических наук, доцент С. Е. Руженцев (2011–2016 гг.) [13],
▶ доктор исторических наук, доцент В. А. Перцев (2016–2021 гг.) [14].
Кафедра педагогики и психологии была создана на основании решения Ученого Совета ВГМА имени Н. Н. Бурденко от 24.03.2005 г. (протокол № 5) и 28.04.05 г. (протокол № 6) был подписан приказ об открытии кафедры педагогики и психологии на факультете повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов (ФПК И ППС) с 17 февраля 2006 года институт последипломного медицинского образования (ИПМО).
С 01.09.2022 – заведующей кафедрой кандидат педагогических наук, доцент Плотникова Ирина Егоровна [15]. В настоящее время на кафедре педагогики и гуманитарных дисциплин трудятся 25 человек научно-педагогического и 3 человека вспомогательного состава. Коллектив кафедры продолжает развиваться, формировать новые формы и педагогические методы для обучающихся медицинской образовательной организации.
Под руководством И.Е. Плотниковой кафедра заиграла новыми красками, превратившись в педагогический центр креативного мышления и инновационных идей. Ирина Егоровна, обладая даром вдохновлять, открыла дверь новым уникальным возможностям для преподавателей и студентов. Модернизировано материально-техническое оснащение кафедры, что стало значительным шагом на пути к созданию более эффективной образовательной среды.
Внедрение новых педагогических технологий и методов преподавания, позволило существенно повысить качество учебного процесса, обеспечив преподавателям и будущим врачам доступ к современным инструментам и ресурсам. Учебные занятия стали более интерактивными: использование современных технологий, групповые исследования и выездные практики сделали обучение максимально живым и интересным.
Дополнительно, простимулирован научно-педагогический потенциал кафедры, который привел к активизации научной деятельности, укреплению связей, как внутри, так и с другими образовательными учреждениями. Проекты, запускаемые в рамках новых инициатив, направлены на развитие междисциплинарной науки и практических исследований, что, безусловно, повышает репутацию кафедры, как центра передовых методик обучения в медицинском вузе.