Воронежский государственный медицинский университет имени. Н.Н. Бурденко
Профилактика конфликта интересов в университете
10.10.2025
Профилактика конфликта интересов в университете
В рамках работы по антикоррупционному просвещению и популяризации в обществе антикоррупционных стандартов 9 октября 2025 г. на ректорском совещании рассмотрен вопрос профилактики конфликта интересов в университете.
Конфликт интересов с точки зрения законодательства о противодействии коррупции – это ситуация, при которой личная заинтересованность сотрудника (прямая или косвенная) влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им профессиональных обязанностей.
Присутствующими рассмотрены отдельные типовые ситуации конфликта интересов, характерные для образовательной среды, в том числе выполнение профессиональных обязательств в отношении родственников и/либо других лиц (например, принятие экзаменов либо зачетов у родственников, друзей или детей друзей); выполнение иной оплачиваемой работы (например, практика репетиторства у собственных же студентов либо принуждение студентов приобретать за определенную плату научные труды педагога). Докладчик Л.А. Гришина отметила, что такие формы злоупотребления своим профессиональным статусом, непременно, относятся к числу коррупционных и порождают конфликт интересов.
Рассмотрен порядок урегулирования конфликта интересов для лиц, обязанных принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов.
Положение о конфликте интересов, утверждённое приказом ректора от 28.12.2017 № 1180, закрепляет меры в целях урегулирования конфликта интересов, начиная от отказа работника от своего личного интереса, порождающего конфликт интересов; усиления контроля за исполнением работником своих должностных обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов; ограничение доступа работника к конкретной информации до временного отстранения работника от должности, перевода на другую должность, и, как крайняя мера, увольнение работника по личной инициативе или по инициативе работодателя.
Анализ деклараций конфликта интересов, проведённый в январе 2025 года комиссией по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов, свидетельствует об отсутствии в университете ситуаций, которые привели к реальному конфликту с интересами учреждения. Вместе с тем рассмотрены случаи потенциального конфликта интересов, который может проявиться при назначении стимулирующих выплат, направления на конференции, определения отпускных периодов. В связи с чем принято решение усилить контроль за исполнением работниками должностных обязанностей, при выполнении которых может возникнуть конфликт интересов со стороны.
Докладчик Л.А. Гришина напомнила участникам совещания, что работник самостоятельно должен соблюдать и контролировать наличие конфликта интересов при выполнении оплачиваемой ему работы и принимать меры по предотвращению и урегулированию любой возможности возникновения конфликта интересов. В случае возникновения у работника личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая приводит или может привести к конфликту интересов, он обязан не позднее рабочего дня, следующего за днем, когда ему стало об этом известно, а в случае отсутствия работника на рабочем месте - при первой возможности, уведомить об этом работодателя.
Непринятие мер по урегулированию конфликта интересов порождает следующие правовые последствия:
- отстранение сотрудника, не сообщившего о конфликте интересов, от выполнения конкретной работы;
- привлечение сотрудника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, к дисциплинарной ответственности;
- увольнение сотрудника, не принявшего меры по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, стороной которого он является, если указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя.
В завершение председателем комиссии по соблюдению требований к служебному поведению и урегулированию конфликта интересов В.И. Болотских принято решение продолжить системную работу по предотвращению, выявлению и разрешению ситуаций, при которых возникает или может возникнуть конфликт интересов.
Административно-правовое управление
Управление кадров
Теги: Профилактика коррупционного поведения, Юридические вопросы
Дополнительные изображения: Загрузить / Загрузить / Загрузить