mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10

О специальности 37.05.01 Клиническая психология

Вопрос

Кто такой клинический психолог, чем он отличается от обычного?

Ответ

Для начала стоит сказать, что «обычных» психологов, строго говоря, не бывает, каждый на чём-то специализируется: психологическое консультирование, социальная психология, организационная, педагогическая и так далее. Клинический (медицинский) психолог – это специалист, который работает в сфере здравоохранения, разбирается в психологии здоровья и болезни, имеет базовые представления о течении заболеваний и может сопровождать лечебный процесс.


Вопрос

Клинический психолог – это врач? Может ли он назначать таблетки?

Ответ

Несмотря на то, что клинический психолог работает в лечебных учреждениях, врачом он не является, поэтому ставить диагнозы, назначать медицинские препараты и процедуры, выписывать рецепты – не зона его компетенций и ответственности. Но он дополняет информацию о пациенте с точки зрения психологической составляющей, что может влиять на диагностику и выбор тактики лечения врачом.


Вопрос

Если я не планирую работать в здравоохранении, есть ли смысл мне поступать на клиническую психологию в ВГМУ или лучше рассмотреть психологические факультеты других вузов?

Ответ

Программа построена так, что после обучения перед выпускниками открывается широкий спектр возможностей, не только работа в медицинских организациях. Студенты получают фундаментальные знания о функционировании психики, начиная от понимания анатомии и физиологии нервной системы, продолжая всесторонним изучением психических процессов и заканчивая знакомством с такими узкоспециализированными и напрямую не связанными с медициной дисциплинами, как социальная, педагогическая, организационная, криминальная, спортивная психология и пр. Если есть цель получить сочетание глубины понимания того, как формируется наша психическая деятельность, с широким системным взглядом на психологию как сферу знаний, то обучение в нашем вузе определённо достойно быть в числе основных рассматриваемых абитуриентом вариантов.


Вопрос

В чём преимущества обучения в ВГМУ по сравнению с образовательными программами по психологии немедицинских вузов?

Ответ

По опыту нашего взаимодействия с коллегами-психологами не из сферы здравоохранения, мы знаем, что грамотный специалист, как правило, рано или поздно осознаёт нехватку фундаментальных медицинских знаний, необходимых для работы. Организационные психологи, психологи-консультанты, психологи в образовании и прочие специалисты в сфере психологии регулярно сталкиваются с людьми, имеющими психические заболевания, психосоматические симптомы, расстройства личности, неврологические и другие заболевания, искажающие психические процессы. Конечно, в любом качественном психологическом образовании анатомо-физиологическим основам психики, а также симптомам заболеваний, о которых психологу необходимо знать, уделяется определённое время в обучающей программе. Но мы регулярно слышим о том, что при недостатке основополагающей медицинской информации из первых уст самообразование в этом направлении даётся непросто. Этот пробел в системном представлении о психике не возникает при обучении на клинического психолога в медицинском вузе.


Вопрос

Кем можно будет работать после обучения? Только клиническим психологом в сфере здравоохранения?

Ответ

Работа клиническим психологом – уникальная возможность, которую дают только соответствующие образовательные программы. При этом другие варианты профессионального пути также остаются открытыми. После обучения выпускник сможет успешно развиваться и работать как психолог-консультант, организационный психолог, психолог в силовых структурах, спортивный психолог и т.д.


Вопрос

Нужно ли будет после получения высшего образования по специальности получать дополнительное образование или можно сразу идти работать?

Ответ

Юридически получения диплома достаточно для начала практики. С точки зрения компетенций есть несколько важных моментов, которые нужно понимать:

  1. Подавляющее большинство программ высшего образования прежде всего имеют цель сформировать определённый образ мышления, системно отражающий изучаемую сферу знаний, и только во вторую очередь закладывают основы (только основы) практических навыков. Для приобретения практических навыков, как правило, нужно дополнительное образование.
  2. Программа закладывает фундамент и кругозор, знакомит с узкоспециализированными темами, но, конечно, не имеет возможности углубиться в них настолько, насколько это делает специалист в предметной области.
  3. Если мы говорим о психологическом консультировании и психотерапии, то особенность психологии как сферы деятельности состоит в том, что для ведения практики специалисту необходимо выбрать психотерапевтическую модальность (одну или несколько): когнитивно-поведенческая терапия, психоанализ, гештальт-терапия и другие. Модальность, по сути, это целостный метод психологической работы, имеющий свой набор принципов и технических особенностей. Качественное обучение любой из модальностей, как правило, занимает несколько лет, поэтому в рамках программы высшего образования осуществляется знакомство с основными методами, но невозможно полноформатное обучение даже одному, а тем более нескольким из них.
  4. Неотъемлемой частью профессионального становления психолога является его индивидуальная работа в качестве клиента с другим психологом, а также регулярная супервизия (определённым образом структурированные консультации с более опытным коллегой по поводу трудностей в профессиональной деятельности). Эта часть осуществляется специалистами самостоятельно, но начало необходимого личностного развития и супервизионных разборов программа обучения предусматривает.
  5. Научный прогресс в наше время активно продолжается, в том числе в сфере психологии, поэтому непрерывное дополнительное образование – удел любого специалиста, желающего поддерживать актуальность и валидность своих знаний и навыков.


Вопрос

Кто преподаёт дисциплины образовательной программы?

Ответ

Мы уделяем пристальное внимание соответствию специализации педагога преподаваемой им дисциплине и постоянно корректируем этот аспект обеспечения образования. Медицинские темы освещаются практикующими врачами, теоретические основы закладываются специализирующимися на них научными работниками, а на прикладных психологических дисциплинах со студентами делятся знаниями и опытом профессиональные психологи.


Вопрос

Зачем учиться 5,5 лет, если можно пройти курсы за несколько месяцев и идти работать психологом?

Ответ

Обычно ответ на этот вопрос становится очевидным, если представить себя на месте клиента. Кому больше хочется доверить своё психологическое здоровье: специалисту, прошедшему качественное полноформатное образование, или дилетанту, который за пару месяцев нахватался приёмов и терминов без понимания сути, глубинных механизмов и системной картины?

Если же речь идёт изначально о работе в сфере здравоохранения, то получение образования клинического психолога – по закону единственная возможность такого трудоустройства, поэтому других вариантов в принципе не существует.


Если вы не нашли нужного ответа на свой вопрос, можете прислать его на электронную почту priem@vrngmu.ru