mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
16.02.2022

Интервью заведующего кафедрой микробиологии профессора Андрея Михайловича Земскова о пятой волне коронавируса

Интервью заведующего кафедрой микробиологии профессора Андрея Михайловича Земскова о пятой волне коронавируса

Воронежскую область с головой накрыла уже пятая по счёту волна коронавируса. Цифры по заболеваемости шокируют – за последние сутки ковидом заразились ...жителей региона. Вместе с тем некоторые вирусологи считают, что именно штамм омикрон, который стремительно вытесняет дельту, поможет человечеству избавиться от опасной инфекции. 

О том, что стало причиной триумфального шествия коронавируса, как в дальнейшем он будет развиваться и когда, наконец, закончится пандемия, «TV Губернии» рассказал профессор, заведующий кафедрой микробиологии Воронежского государственного медицинского университета им. Н. Н. Бурденко, Заслуженный деятель науки РФ Андрей Земсков.

О коллективном иммунитете

Вся сложность ситуации заключается в том, что коллективный иммунитет человечества снижается. Это, как ни странно, связано с увеличением продолжительности жизни. Мы победили детскую смертность, но породили популяцию детей-инвалидов. Раньше при царе крестьянка рожала 15 человек, из них 8 погибали. Остальные вырастали и давали потомство. Теперь этого нет. Спасая детей, совершая благое дело, мы наносим существенный вред иммунной системе. Дети часто болеют, часто лечатся и общая устойчивость иммунитета снижается. А ковид просто высветил эти процессы.

Антипрививочники создают популяцию, где вирусу легко циркулировать, ведь мутации легче возникают в неподготовленных организмах. Непривитые приносят вред себе, заражают других, а главное, – служат рассадником инфекции, работают на будущее.

Что будет после омикрона, мы не знаем. Возможно, наступит облегчение – заболеваемость очень большая и совсем скоро основная масса людей в той или иной форме переболеет. А переболевшие и привитые не создают поля для формирования новых мутаций. Общий коллективный иммунитет человечества худо-бедно поднимается. В теории его развитие должно остановить распространение инфекции.

О разнице между ковидом и гриппом

По смертности грипп намного превышает ковид. Раньше, когда не было никакого коронавируса, в нашей стране от осложнений после гриппа погибало 50 тысяч человек в год. У нас умирает столько людей от ковида? Нет. Поэтому и ковид – не сахар, и грипп – не мёд. Да, инфекция непростая. Однако такой смертности, как, к примеру, во время эпидемии испанки в 1918 году, сейчас нет. Тогда погибло 100 миллионов человек. Где испанка? Вирус исчез.

О борьбе с коронавирусом

Пандемия всё перевернула с ног на голову. Все ресурсы системы здравоохранения переключили на новую инфекцию. И определённые достижения в этой борьбе есть. Разрабатываются новые препараты против ковида, совершенствуются существующие и создаются новые вакцины. Доработать и запустить вакцину в серию – задача непростая, она требует больших исследований. Но уже можно сказать, что при двукратном введении «Спутник V» гарантированно защищает в 75% случаев, а при ревакцинации его эффективность ещё увеличивается.

Важным направлением остаётся и улучшение диагностики, потому что ПЦР-тесты полной картины не дают. Важен прогноз. Бывает, что больной чувствует себя прилично, но при этом поражение угрожающее. И наоборот — самочувствие плохое, но течение болезни среднетяжёлое и прогноз благоприятный. Новые средства диагностики должны это показывать.

О конце пандемии

Уничтожить вирусы мы не можем, их 300 тысяч видов и они на полтора миллиарда лет старше людей. Вирус — не дурак. Это такое же живое существо, как мы с вами. Он хочет жить сам и обеспечить жизнь своему потомству. Если будет очень опасным и убьёт больного, вместе с ним уничтожит и свою кормовую базу, а это ему не надо.

Коронавирус должен выжить как вид и сохранить человека как питательный субстрат. Поэтому постоянно идут попытки приспособиться, достичь гармонии. Слишком сильные штаммы уходят. Слишком слабые тоже уходят, потому что «добро должно быть с кулаками». А средняя часть, которая заставляет болеть, но не убивает до конца, остаётся.

Тенденция говорит о том, что заражаемость у штамма омикрон гораздо больше, чем у дельты, а смертность ниже. Поэтому и надеюсь на то, что омикрон станет последним штаммом коронавируса и уходящим звеном опасной инфекции.

Но пандемия сразу не исчезнет. Она может перетечь в эпидемию, а эпидемия — в единичные случаи. Я полагаю, что это произойдёт тогда, когда прослойка переболевших и вакцинированных будет процентов 95. Но категорически утверждать пока рано. Тенденция есть, но слишком мало прошло времени и слишком мало людей должным образом обследовано.

Источник