Воронежский государственный медицинский университет имени. Н.Н. Бурденко
Учебная виртуальная клиника как модель лечебно-профилактического учреждения
Последнее десятилетие в жизни России тесно связано со значительными изменениями в сфере здравоохранения. Современное общество предъявляет повышенные требования к качеству оказания медицинской помощи, а это, в свою очередь, предъявляет повышенные требования к системе подготовки медицинских кадров. Стремительное развитие информационных технологий, рост инновационной деятельности, появление большого количества сложной высокотехнологичной медицинской техники привели к формированию повышенного спроса на специалистов высокой квалификации способных не растеряться в сложной профессиональной ситуации. Вместе с тем, в настоящее время в медицинском образовании единственной альтернативой обучению на людях является симуляционный тренинг – приобретение практических навыков и умений с помощью симуляционных устройств, имитирующих ткани и органы человека, клинические ситуации и комплексные реакции «организма пациента» на действия обучаемого.
В 2010 году в академии был создан Центр практической подготовки специалистов. Его открытие было обусловлено необходимостью повышения эффективности обучения за счёт использования симуляционных (имитационных) технологий. В Центре были сконцентрированы современные учебные тренажёры, фантомы и муляжи, предназначенные для формирования профессиональных компетенций у учащихся всех форм обучения в соответствии с утверждёнными учебными планами и программами специальностей, реализуемыми академией. В течение последующих четырёх лет на укрепление материальной базы и развитие Центра академия затратила более 30 миллионов рублей, большую часть которых составили внебюджетные средства. Контингент обучающихся в Центре включал в себя студентов всех курсов, а также клинических ординаторов, врачей-интернов, слушатели циклов повышения квалификации и профессиональной переподготовки Института дополнительного последипломного образования. Основными направлениями подготовки специалистов были выбраны: уход за больными; реаниматология и анестезиология; педиатрия; акушерство и гинекология; хирургия.
Вместе с тем, многочисленные сообщения отечественных и зарубежных авторов показывают, что наиболее слабой стороной современного медицинского образования являются не только недостаточно уверенное владение выпускниками медицинских вузов практическими профессиональными навыками, но и сложность формирования способности к принятию правильных решений.
Сложившаяся ситуация убедила нас в необходимости воспользоваться опытом наших отечественных и зарубежных коллег. В результате, руководством академии было принято решение о создании на базе Центра практической подготовки специалистов нового типа учебного подразделения – Учебной виртуальной клиники, являющейся моделью лечебно-профилактического учреждения, достоверно имитирующей его структуру и функции с помощью симуляционных технологий. Была проведена реконструкция помещений академии, позволившая увеличить площадь симуляционно-тренингового центра до 896 м2. Создан тренинговый зал догоспитальной медицинской помощи оборудованный макетом машины скорой помощи, смотровая комната приёмного отделения, виртуальная операционная, кабинет амбулаторного приёма, палата реанимационного отделения.
Подразделения Учебной виртуальной клиники оснащены реальным медицинским оборудованием и инструментами, а также виртуальными тренажёрами и роботами симуляторами 6-го класса реалистичности, что позволяет моделировать процессы, ситуации и иные аспекты профессиональной деятельности медицинских работников с высокую степень достоверности.
Все действия учащихся фиксируются видеоаппаратурой, а в зале учебных телетрансляций и дебрифинга происходит разбор их действий во время тренинга. Здесь же можно не только увидеть то, что происходит в подразделениях учебной клиники и изучить все события в записи, но и в режиме реального времени посмотреть операции, которые проводятся в Центре клинической офтальмологии, выслушать комментарии хирурга-офтальмолога, задать интересующий вопрос.
Основными направлениями подготовки специалистов в Учебной виртуальной клинике выбраны: офтальмология; видеоэндоскопическая хирургия; урология; эндоскопия; УЗИ – диагностика; скорая и неотложная медицинская помощь; реаниматология; педиатрия; акушерство и гинекология; стоматология.
Создание в академии Учебной виртуальной клиники даёт возможность не только реализовать все требования Федерального государственного образовательного стандарта 3-го поколения при обучении студентов, но и сформировать условия для качественно нового подхода к подготовке врачей-интернов, клинических ординаторов, слушателей Института дополнительного профессионального образования. Учебная виртуальная клиника, оснащённая современными тренажёрами, позволит нам не только вырабатывать у учащихся навыки командной работы, навыки быстрого и правильного принятия профессиональных решений, но также создаст возможность объективизации оценки их знаний и умений для последующей аттестации.
Мы убеждены, что именно Учебная виртуальная клиника является тем недостающим переходным звеном от доклинической подготовки учащихся к клиническому этапу обучения.
Виртуальная операционная обеспечивает безопасную и максимально эффективную работу по освоению новых хирургических вмешательств
Отработка действий бригады скорой помощи на месте происшествия
Бригада врачей борется за жизнь «пациента» в приёмном отделении Учебной клиники
Решение сложных клинических задач в реанимационном отделении учебной клиники
Должность автора: Заведующий учебной виртуальной клиникой
ФИО автора: Боев Сергей Николаевич