Воронежский государственный медицинский университет имени. Н.Н. Бурденко
Ректор Воронежского медуниверситета: «На страже продолжительности жизни»
– Игорь Эдуардович, в чем заключалась необходимость создания проектного офиса? Какие цели и задачи были реализованы?
– Проектный офис был запущен в рамках реализации национального проекта по развитию здравоохранения. Одно из направлений, которое мы обеспечиваем и осуществляем, – четкое взаимодействие высших учебных заведений с практической медициной. В целом, сегодня при дефиците кадров важно не только подготовить грамотных специалистов, но и еще именно по тем специальностям, которые остро необходимы практическому здравоохранению в конкретных регионах. Поэтому и было принято решение о создании данного проектного офиса, куда вошли представители медицинского вуза, департамента здравоохранения, территориального фонда обязательного медицинского страхования и Росздравнадзора.
Главная цель работы проектного офиса – координация усилий высшего медицинского образования и практического здравоохранения в реализации национального проекта здравоохранения. В первую очередь – решение таких вопросов, как подготовка и внедрение необходимых стандартов лечения пациентов, анализ рисков заболеваемости и смертности на территории курируемых регионов. Использование собранной информации для совершенствования учебной программы профессиональной подготовки врачей общей практики, врачей первичного амбулаторного звена, которые работают в этих областях.
На сегодняшний день проектный офис возглавляет доктор наук, профессор Виктор Бурлачук. Он работает в ВГМУ им. Н.Н. Бурденко проректором по лечебной работе, заведует кафедрой терапии. Господин Бурлачук является известным специалистом среди воронежских врачей-пульмонологов. В вузе уверены, что в сотрудничество будет максимально результативным, так как Виктор Бурлачук не только теоретик, но и отличный практик.
– Какие возможности появились у вуза в связи с открытием проектного офиса?
– Проектный центр помогает нам более тесно взаимодействовать с практическим здравоохранением, знать проблемы и выявлять те направления, которые «тормозятся» в регионе.
– В каждом ли медицинском университете России есть проектный центр?
– По этому пути пошли многие медицинские вузы. Другое дело, что мы взяли на себя довольно тяжелую ношу. Мы не только в Воронежской области создали такой проектный офис, но также сотрудничаем с практическим здравоохранением Липецка и Тамбова. Ведь ни в Липецке, ни в Тамбове нет своих медицинских университетов. И, конечно, мы понимаем, что, взаимодействуя с практическим здравоохранением этих регионов, мы получаем возможность готовить студентов на их базах. Также это привлекает выпускников школ и абитуриентов в наш вуз.
– За время работы проектного офиса какие недочеты в организации лечебно-диагностического процесса были выявлены?
– Мы не занимаемся выявлением недостатков. Мы же не контролирующий орган и не наказывающий, это не наша задача. Проектный офис корректирует, направляет и в рамках полномочий дает рекомендации. Мы стараемся помочь в устранении тех недостатков, которые есть. Но, опять же, коллегиально. Нет одного человека, который все решает – все делается совместно и комплексно.
– Одним из направлений работы проектного офиса являются организация и проведение образовательных мероприятий с учетом региональных особенностей и демографической ситуации. Какие мероприятия были проведены за этот год? Какие планируете провести в следующем?
– В этом году мы создали два межрайонных медицинских и научных образовательных центра в Новохоперске и Богучаре, а также подписали с ними договор. В рамках сотрудничества с регионами сотрудники вуза осуществят подготовку школьников в отдаленных районах к поступлению в университет. На базе созданных центров наши специалисты проводят медицинские осмотры и консультирование пациентов. Помимо этого, мы также ведем информационную работу: информируем врачей, специалистов, проводим обучающие программы по повышению квалификации для докторов, которые работают на территории того или иного района. Я считаю очень важным то, что мы сместили акцент медицинско-образовательной деятельности из Воронежа в другие регионы. То есть теперь по некоторым специальностям не обязательно ехать в Воронеж, можно обратиться к тем специалистам, которые вахтовым методом приезжают в один из городов и ведут прием пациентов. В частности, офтальмологи, педиатры, кардиологи и многие другие наши специалисты.
Мы занимаемся не только лечебной медициной, но и просветительской и планируем продолжать эту деятельность.
– Расскажите, пожалуйста, о деятельности такого мероприятия, как «Школы молодого специалиста», которое проводится в рамках проектного центра.
– Сегодня вопрос наставничества в области медицины приобрел уже государственное значение. Но мы стараемся внедрять элементы своего видения в практику здравоохранения. Это значит, что у врачей, имеющих опыт, статус и стаж, должны быть молодые специалисты, которые являются теми «наставляемыми», с которыми врачи делятся своей практикой. Наш вуз работает в следующих направлениях: например, активно работает школа молодого невролога, пульмонологическая школа, в рамках которых будущие профессионалы под руководством опытных специалистов осваивают различные специальности. Становление врача не может ограничиться шестью годами обучения в нашем вузе. Обязательно необходимо совершенствовать свои знания, которые постоянно растут и в количественном, и в качественном плане. Надо всегда быть в курсе дела. И здесь, в работе с молодыми специалистами, без наставников не обойтись.
– Сколько приемов провели ваши специалисты в регионах присутствия в рамках работы проектного офиса?
– Много. Я сам в этом году был в Тамбове, Липецке, Богучаре, Новохоперске, Усмани, Ельце. И практически все преподаватели туда регулярно выезжают. Я думаю, если считать выезды за этот год, то больше ста.
– На данный момент деятельность проектного офиса ведется в Воронежской, Липецкой и Тамбовской областях. Планируется ли расширение работы в других регионах?
– Здесь надо понимать, что эта работа все-таки инициативная, и помимо нее наши преподаватели должны выполнить 900 часов обучающих занятий в год. Поэтому мы не можем расширять работу проектного офиса на другие регионы, иначе наши студенты останутся без преподавателей и без соответствующих знаний. Взаимодействия у нас есть со многими регионами. Мы сотрудничаем с Рязанью, Ярославлем, Курском, но здесь уже идет работа по конкретным программам.
– Что, по вашему мнению, является главным достижением проектного центра за 2019 год?
– Я не сторонник того, чтобы измерять нашу деятельность количественными показателями – сколько людей, сколько выездов было и так далее. В нашем деле важнее все-таки качество: снизился ли уровень заболевания, насколько понизилась смертность и возросла рождаемость. Но главный показатель сейчас для нас – это то, насколько изменилась продолжительность жизни населения Воронежской области.
Пресс-служба ВГМУ им. Н.Н. Бурденко