Информация ректорского совещания

Информация ректорского совещания 28.01.2019

Главной из них является установка на универсалов, т.е. людей, владеющих несколькими специальностями, вот почему в рамках новой парадигмы разработан профессиональный стандарт педагога профессионального обучения, образования и ДПО.

Профессиональный стандарт педагога пришел на смену громоздким квалификационным характеристикам и должностным инструкциям. Он намного шире и объективней, а также является более гибким в плане компетенций. В профессиональных стандартах компетенции в явном виде не выражены, поэтому их формализация осуществляется на основе анализа трудовых функций, представленных в разделах «II. Описание трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт» и «III. Характеристика обобщенных трудовых функций», подразделах «Необходимые знания», «Необходимые умения» профессионального стандарта.

Акцент на компетенциях означает перенос фокуса внимания в результатах образования от знаний, умений, навыков (структур опыта) к компетенциям – структурам, в которых присутствует и опыт (знания, умения, навыки), и способности к осуществлению успешной деятельности, и готовность действовать в определенной сфере деятельности, и личностные качества. Таким образом, компетенция - это способность применять знания, умения, навыки и личностные качества для успешной деятельности в определенной области.

Докладчик обратила внимание присутствующих на то, что деятельность университета должна быть направлена на системную, качественную и постоянную поддержку уровня профессиональной педагогической компетентности специалистов. В соответствии с профстандартом повышение квалификации ППС теперь осуществляется не как было раньше – в рамках 1 цикла за 5 лет, а в течение 3 лет ППС проходит несколько циклов повышения квалификации. ДПП должны быть краткосрочными (72, 36 и 18ч), по актуальной на сегодняшний день тематике, направленные на совершенствование 1- максимум 3-4 профессиональных компетенций в рамках освоение одной ДПП.

Профессор Саурина О.С. отметила, что для поддержки этой концепции в университете продолжает функционировать кафедра педагогики и психологии ИДПО, которая развивает и укрепляет профессиональные компетенции ППС университета. Основная цель кафедры – это организация системной подготовки и повышения квалификации преподавателей, реализующих программы непрерывного профессионального медицинского образования по дидактике и специальностям, и, как следствие, повышение уровня их профессиональных компетенций. Далее проректор по ДПО д.м.н. профессор Саурина Ольга Семеновна акцентировала внимание участников ректорского совещания на задачах, которые органично формируются из означенной цели:

1. Удовлетворение профессионально-образовательных потребностей педагогов системы непрерывного медицинского образования путем создания условий для совершенствования и реализации их интеллектуального потенциала в процессе педагогической деятельности

2. Развитие инновационных направлений организации образовательного процесса и педагогической деятельности в системе медицинского образования

3. Расширение спектра и актуализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов медицинского образования.

Выступающий также озвучила практическую реализацию задач:

Задача 1. Удовлетворение профессионально-образовательных потребностей педагогов системы непрерывного медицинского образования путем создания условий для совершенствования и реализации их интеллектуального потенциала в процессе педагогической деятельности.

Развитию профессиональной компетентности ППС способствуют используемые в системе ДПО методы и формы обучения, а сам педагог, включенный в эту систему, обретает некоторую специфичность. Он обязан не только преподавать свою специальность, но и функционировать в качестве своеобразного модератора, обеспечивающего эффективность индивидуальной познавательной активности обучающихся и эффективность работы группы над разрешением вопросов профессиональной практики.

Формы организации учебного процесса на кафедре самые разнообразные: традиционные курсы повышения квалификации по дополнительным профессиональным программам, проблемные семинары, дискуссии, круглые столы по профилю профессиональной деятельности, конференции и разнообразные формы обмена опытом, а также целый ряд комплекса мероприятий.

Задача 2. Развитие инновационных направлений организации образовательного процесса и педагогической деятельности в системе медицинского образования.

По мере развития информационных технологий и появления устройств, способных передавать информацию на расстоянии, появилась уникальная возможность трансляции образовательных программ посредством образовательной электронной платформы.

Обучение с применением ДОТ мы проводим на образовательной платформе мудл и совершенно ясно, что эта платформа демократизировала образовательный процесс, сделав его доступным любому специалисту в любое время.

Профессор Саурина О.С. отметила, что, как и следовало ожидать, при внедрении любой новой, радикально отличной модели, сразу появились и критики. Культурные изменения чрезвычайно трудны, но, учитывая другие силы в галактике интернет-медицины, в особенности вызывающий отчаяние экономический кризис в здравоохранении, этого можно достичь. Активное стремление учиться и повышать квалификацию практикующих преподавателей, чтобы способствовать использованию ими новых инструментов, откроет новые возможности, не только для студентов, врачей, но и, в конечном итоге, для пациентов.

В настоящее время, есть веские основания относиться к ДОТ, как к моделям для изменения медицины, а преподавателям и врачам необходимо перейти к жизни в цифровом обществе.

Задача 3. Расширение спектра и актуализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации педагогов медицинского образования.

Повышение уровня профессиональных компетенций ППС представлено тремя тематическими блоками в зависимости от стратегической направленности поставленных целей обучения.

1. Повышение уровня компетентности ППС в области методики преподавания и воспитания согласно профессиональному стандарту «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от «08» сентября 2015 г. № 608н). Реализованы 3 ДПП с использованием ДОТ. За анализируемый период обучено 592 человека.

2. Повышение уровня информационно-коммуникационной компетентности ППС в рамках освоения системы дистанционных образовательных технологий (работа на платформе Moodlе). Реализовано 2 ДПП. Обе с применением ДОТ. Обучено 292 человека.

3. Повышение уровня компетентности ППС в области инклюзивного образования и духовно-нравственного воспитания студентов медицинского вуза согласно поручению министра здравоохранения РФ от 26.02.2016 г. и ректорского совещания от 28.02.2018г. протокол №11. Реализуются 2 ДПП. С применением ДОТ. Обучено 500 человека.

Итого за рассматриваемый период обучено 1348 человек.

Подводя итог, докладчик отметила, что система ДПО сегодня становится актуальной сферой педагогической практики, так как на каком бы этапе профессионального развития ни находился преподаватель, его образование нельзя считать завершенным, так же, как и профессиональную компетентность – полностью сформированной. Это означает, что результатом ДПО ППС должен стать преподаватель, стремящийся к постоянному развитию, освоивший универсальные способы деятельности, способный к эффективной профессиональной адаптации в изменяющихся условиях труда.

Доклад проректор по ДПО д.м.н. профессор Сауриной О.С. вызвал не только неподдельный интерес присутствующих, но и вызвал активное обсуждение и дискуссию.

По итогам обсуждения доклада был принят соответствующий Проект решения ректорского совещания.


Должность автора:  Проректор по ДПО д.м.н. профессор
ФИО автора:  Саурина Ольга Семеновна