mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
17.09.2021

Интернет-проект «Экскурс в историю». Создатель школы экспериментальной патологии профессор Афанасьев Вячеслав Алексеевич

Интернет-проект «Экскурс в историю». Создатель школы экспериментальной патологии профессор Афанасьев Вячеслав Алексеевич

В рамках Интернет-проекта «Экскурс в историю» мы продолжаем знакомиться с профессорско-преподавательским составом медицинского факультета Воронежского государственного университета, листая станицы книги Анны Андреевны Русановой (1907-1991) «Кто нас учил. Истоки Воронежского медицинского института».

Сегодня речь пойдет о заведующем кафедрой общей патологии (патофизиологии иafanasjev11.jpg патанатомии) профессоре Афанасьеве Вячеславе Алексеевиче, который создал школу экспериментальной патологии в Юрьевском университете и Воронежском государственном университете, занимался изучением гистогенеза туберкулеза, новообразований, эндокринных заболеваний, проблемами бактериологии.

Под председательством Афанасьева В.А. 13.08.1918 года состоялось 1-е заседание совета медицинского факультета Воронежского государственного университета. До середины ноября 1918 года он исполнял обязанности декана медицинского факультета.

С лекции Афанасьева 12.11.1918 года началась история Воронежского государственного медицинского университета.

30.jpg

На кафедру общей патологии (патофизиологии и патанатомии) студенты приходили подготовленные описательным курсом анатомии, гистологии, знакомые с нормальным строением организма. Заведовал кафедрой профессор Афанасьев Вячеслав Алексеевич. Общая и частная патология вводили в мир болезней, отмечая зависимость систем и органов от правильной функции каждого из них и от воздействия внешней среды, описывая их изменения, зависящие от болезни: общую и клеточную реакция организма. Основные внешние признаки воспаления – calor, dolor, tumor, rubor и functio laesa – разбирались по изменениям в тканях, характерным для них. Разбирались глубокие корни отёка, гангрены, Phlegmasia alba dolens (генерализованное поражение сосудистой системы, ДВС синдром) остеомаляция и т.д.

Подробно разбиралась гипертермия, которой тогда обозначалась не гиперпиретическая стадия лихорадки, а внешнее воздействие высокой температуры на организм (тепловой удар), перегревание и т.д. С увлечением ходили студенты на вскрытия, проходившие в торжественной обстановке. Вскрывал сам Афанасьев или его любимый ученик Анатолий Иванович Струков, в дальнейшем действительный член АМН СССР. Случаев нераспознанной причины смерти на вскрытиях не бывало.

Общая и частная патология, кроме курсового экзамена, сдавалась на полулекарских экзаменах вместе с нормальной анатомией и физиологией как одна из важнейших наук – фундаментов медицины. Сдавали по учебнику – двухтомнику Подвысоцкого. Подготовка предусматривала изучение более 100 микропрепаратов и много макропрепаратов, изготовленных по методике Талалаева. Профессор Афанасьев был ученый с мировым именем. Его широкие знания медицины давали ему возможность председательствовать на обществе врачей, и его слово в прениях было решающим. судьба его была трагической. В 1942 году в его квартиру попала бомба, и он погиб вместе с женой.

Примечание.

Rubor (покраснение), calor (увеличение температуры), tumor (припухлость), dolor (боль), и functio laesa (нарушение функции).
Phlegmasia alba dolens - болезнь Грегуара.

Интернет-проект «Экскурс в историю»