mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10
09.06.2021

Интернет-проект «Экскурс в историю». Основатель отечественной школы лимфологов Гордей Максимович Иосифов

Интернет-проект «Экскурс в историю». Основатель отечественной школы лимфологов Гордей Максимович Иосифов

В рамках Интернет-проекта «Экскурс в историю» продолжаем знакомство с преподавательским составом, о котором идет речь в книге Анны Андреевны Русановой (1907-1991) «Кто нас учил. Истоки Воронежского медицинского института».

В этой части пойдет рассказ о Гордее Максимовиче Иосифове (1870–1933), который в 1923 г. по конкурсу был избран заведующим кафедрой анатомии. Г. М. Иосифов окончил Харьковский университет, в 1899 г. защитил докторскую диссертацию. Стажировался в анатомических институтах и музеях Мюнхена, Цюриха, Павии, Парижа. В Воронеже создал образцовый анатомический музей. Научные исследования Г. М. Иосифова и его учеников касались изучения лимфатической системы. Он является основателем отечественной школы лимфологов. Наиболее ее яркими представителями являлись Д. А. Жданов, Н. А. Курдюмов, В. Н. Надеждин. 

С 1932 по 1934 гг. во время болезни и после смерти Г. М. Иосифова обязанности заведующего кафедрой исполнял его ученик Дмитрий Аркадьевич Жданов (в последствии – д.м.н., профессор, акад. АМН СССР). Научное направление, выбранное Д. А. Ждановым, заключалось в изучении анатомии глубоких лимфатических сосудов и узлов с учетом значимости и клинической ценности данных о строении лимфатической системы.

Иосифов_1

Профессор Г. М. Иосифов (слева) с ассистентами (слева направо) Н.А. Курдюмовым и Д. А. Ждановым (1932 г.)

Также привлекал студентов глубиной знаний и непревзойденной техникой бальзамирования Гордей Максимович Иосифов, заведующий кафедрой анатомии. Он был в числе тех, кто бальзамировал тело В.И. Ленина. Маленький, невзрачный, с глухим голосом, он преображался, читая лекции, и умел внушить студентом убеждение, что без знания анатомии нельзя быть хорошим врачом, так как никогда не сумеешь отличить патологию от нормы – чего теперь преподаватели анатомии не умеют.

Анатомия была первой медицинской дисциплиной и самым сложным для изучения предметом. Это усугублялось почти полным незнанием латыни большинством студентов. Практические занятия по изучению скелета начинались с первого курса после водной обзорной лекции, дававший определение анатомии как науки и всех её частей, составляющих целостный организм. В сознание входили не известные дотоле наименования: остеология, синдесмология, спланхнология и т.д. Все термины слушатели вынуждены были записывать русскими буквами с переводом на русский язык и заучивали на всю жизнь наизусть. Занятия проходили в двух помещениях – в кадетской бане – в длинном одноэтажном доме, который и теперь стоит во дворе против мединститута, и в анатомическом музее, в одном из флигелей на заднем дворе 2-ой клинической больницы (ныне разрушен). Музей был богат препаратами. Было несколько целых скелетов, ящики с костями для занятий анатомией, черепа целые и распилы их, препараты сердца, головного мозга, других внутренностей. У дверей встречали студентов любимые творения Иосифова – две мумии. Худой высокий мужчина и женщина. Они стояли близко от входа, широко раскрыв руки, словно приглашая войти. Жёлтые, лоснящиеся тела как будто отечные, лица, как маски, с усопшими черными глазницами и губами. С непривычки они вызывали своим постоянным молчаливым присутствием чувство какой-то неловкости и даже жути. Постепенно все к ним привыкали, и врачи, окончившие медфак, бывая в Воронеже, заходили к мумиям. Погибли они во время Великой Отечественной войны.

Аанатомикум работал с утра до вечера и всегда был наполнен учащимися. Запасшись руководством по анатомии Зернового и атласом Шпальтгольца, студенты заучивали названия и части костей, выданных им препаратором. Ассистент Н.А. Курдюмов и препараторы всё время находились в зале и помогали студентам. Часто бывал и доцент В.И. Ошкадеров. Он прекрасно знал анатомии и был очень строгим преподавателем.

Мышцы, сосуды и нервы отрабатывались исключительно на трупах. На группу давали труп, и каждый должен был отработать одну область. Препараторы всё время находились рядом со студентами, трудившимися со скальпелем и анатомическим пинцетом. Когда труп был отработан, каждый студент отвечал Ошкадерову по всему трупу. Спрашивал он безжалостно, независимо от того, какую область отрабатывал студент. Также строго спрашивал и профессор. Последний раз сдавали анатомию (весь курс) на полулекарском экзамене. Пройти анатомию «по диагонали» и сдать – возможности не было. 

Иосифов_2

Студенты 2-го курса медфака ВГУ на занятиях в Анатомическом институте с профессором Г. М. Иосифовым, 1928 год

Страх перед трупами заставил уйти на естественный факультет несколько студентов. Большинство относилось к трупам спокойно. Пахнущие формалином обнаженные тела, лишенные угнетающих атрибутов смерти (одежды, гроба, свечей, цветов) воспринимались как прочие препараты и скелеты, которых никто не отождествлял с покойниками. Это были пособия для изучения анатомии в различных её разделах. Проявления панибратства и пошлого остроумия по отношению скелетам, трупам и особенному мумиям – привязывание бантиков и галстуков, шляпы из газет, папироса в зубах скелета – жестоко каралось сотрудниками. Иосифов раздражался громовой речью о бесстыдстве тех, кто издевался над останками, приносящими и после смерти пользу людям. И грозил исключением из университета. Среди студентов был любимец Иосифова, самый молодой на курсе Дмитрий Аркадьевич Жданов, впоследствии академик и Президент Международной ассоциации анатомов.

Продолжение следует на страницах интернет-проекта "Экскурс в историю"