Интернет-проект «Вестник ЗОЖ». Как правильно организовать режим дня школьника
Вот и наступил новый учебный год. Подготовка к нему у многих родителей началась еще в середине лета, ведь каждый знает не понаслышке, как важно и сложно ничего не упустить!
Наверняка многие уже успели выбрать канцелярские принадлежности и школьные рюкзаки. Но знаем ли мы, чем они наполнятся на этот раз? Ведь количество предметов и учебников неумолимо растет вместе с нашими детьми! Согласно санитарным норм и правилам, максимальный вес учебника не должен превышать: 300 г для 1-4 классов; 400 г для 5-6 классов; 500 г для 7-9 классов; 600 г для 10-11 классов. В целях профилактики нарушения осанки обучающихся рекомендуется для начальных классов иметь два комплекта учебников: один для использования на уроках в общеобразовательной организации, второй – для приготовления домашних заданий.
Помимо веса учебников, санитарные правила также устанавливают гигиенические требования к шрифтовому оформлению, качеству печати и полиграфическим материалам для учебных изданий с целью их удобочитаемости и соответствия веса изданий функциональным возможностям организма учащихся. Данные требования изложены в СанПиН 2.4.7.1166-02 «Гигиенические требования к изданиям учебным для общего и начального профессионального образования».
Особое внимание необходимо уделять качеству учебного издания для детей младшего школьного возраста, это связано с возрастными особенностями функции зрительного анализатора, адаптацией нервной системы к образовательному процессу, развитием у них навыка чтения.
На чем бы родители ни остановили свой выбор при покупке школьных принадлежностей помните, что самое главное – это здоровье детей.
Не менее важное место в успешном проведении процесса обучения играет и то, насколько правильно организован режим дня школьника. От этого зависит состояние здоровья, физическое развитие, работоспособность и успеваемость в школе. Роспотребнадзор по Воронежской области напоминает, что режим дня школьников должен предусматривать питание, прогулку, дневной сон для обучающихся 1-х классов и ослабленных обучающихся 2-3-х классов, время для самоподготовки, общественно-полезный труд, кружковую работу и проведение физкультурно-оздоровительных мероприятий.
Необходимо равномерно распределять нагрузку для учащихся. Оптимально проводить не более пяти уроков в день у учащихся 2-4 классов для сохранения их трудоспособности. При этом, расписание должно составляться с учетом сложности предметов. Образовательная недельная нагрузка должна равномерно распределяться в течение учебной недели в зависимости от класса (от 21 академического часа для 1-го класса до 37 академических часов для 10-11 классов), без учета времени на выполнение домашнего задания. Объем максимально допустимой аудиторной недельной нагрузки в течение дня составляет: для обучающихся первых классов - не должен превышать четырех уроков; для обучающихся 2-4 классов – не более пяти уроков. Для школьников 5-6 классов оптимальным считается не более шести уроков, 7-11 классов – не более семи.
При составлении расписания уроков рекомендуется учитывать дневную и недельную умственную работоспособность учеников, а также трудность предметов. Кроме того, четверг и пятница должны быть облегченными для предупреждения переутомления. При составлении расписания уроков чередуют различные по сложности предметы в течение дня и недели. Для обучающихся 1 классов наиболее трудные предметы проводятся на 2 уроке; 2-4 классов – 2-3 уроках; для обучающихся 5-11 классов – на 2-4 уроках.
Продолжительность непрерывного использования компьютера с жидкокристаллическим монитором на уроках составляет: для учащихся 1-2 классов – не более 20 минут, для учащихся 3-4 классов – не более 25 минут, для учащихся 5-6 классов – не более 30 минут, для учащихся 7-11 классов – 35 минут.
Согласно требованиям санитарных правил, непрерывное использование интерактивных досок на уроках не должно превышать пяти минут среди учащихся 1-4 классов и 10 минут в 5-11. Суммарная продолжительность использования интерактивной доски на уроках в 1-2 классах составляет не более 25 минут, 3-4 классах и старше – не более 30 минут при соблюдении гигиенически рациональной организации урока.
Работу с гаджетами рекомендуется чередовать с другими видами деятельности – чтением или письмом. Для профилактики утомления также должна проводиться гимнастика для глаз.
Кроме этого, для восстановления работоспособности после занятий и перед тем, как приступить к домашнему заданию, для школьника рекомендуется организовать отдых длительностью не менее 2 часов, при этом желательно основную часть этого времени провести на свежем воздухе.
Приступать к выполнению домашних заданий лучше с 15-16 часов дня. Также во время домашних занятий не стоит забывать о небольших перерывах и «физкультурных минутках». Школьникам во 2-м и 3-м классах необходимо тратить на выполнение домашнего задания не более 1,5 часов в день. Детям старшего возраста на подготовку уроков нужно выделять в 4-5 классах не более 2 часов, в 6-8 классах - 2,5 часов, в 9-11 классах – до 3,5 часов.
Правильный режим дня — залог крепкого здоровья и хорошей учебы наших детей.
Подготовила Ендовицкая Т.С. на основе рекомендаций Роспотребнадзора по Воронежской области
Фото - pixabay.com