Аддитивные технологии в стоматологии
Опираясь на опыт европейских и американских коллег и потребности рынка на 3D сканирование и 3D печать стоматологических конструкций было приобретено 3D оборудование, однако предоставляемых производителями обучающих материалов было крайне недостаточно для внедрения данного оборудования во все сферы нашей стоматологической деятельности. В связи с этим, ООО «Клиника Сударевой» (далее - Заказчик) была подана заявка в Фонд инфраструктурных и образовательных программ (Группа РОСНАНО) на создание дополнительной образовательной программы повышения квалификации в области изготовления стоматологических конструкций на основе аддитивных технологий.
Сотрудниками федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации совместно с Воронежским институтом высоких технологий - автономной некоммерческой образовательной организацией высшего образования с привлечением российских и зарубежных ученых и ведущих специалистов реального сектора была разработана и проведена апробация соответствующей программы повышения квалификации в области аддитивных технологий.
Апробация программы была проведена на базе Заказчика, так как программа тесно связана с производственной деятельностью компании. Собственный учебный центр позволил процессу обучения проходить практически без отрыва от работы, что позволяло сразу после занятия применить и апробировать полученные знания на практике.
Образовательная программа учитывает современные требования к производству стоматологических конструкций, раскрывает возможности реализации нанотехнологических подходов при производстве конкретных разновидностей компонентов стоматологических конструкций.
На первом этапе реализации проекта были изучены и проанализированы квалификационные дефициты представителей реального сектора, затем после обсуждения рабочей группой, состоящей из специалистов всех заинтересованных сторон, были сформулированы и согласованы профессиональные компетенции, как основные образовательные результаты программы, которые, по нашему мнению, соответствуют трудовым функциям.
Разработанная программа построена по модульно-компетентностному принципу и включает в себя пять модулей, изучение которых позволяет освоить соответствующие профессиональные компетенции.
В разработанной и апробированной программе особое внимание уделено практическим занятиям и практике. Этот подход, во-первых, отвечает заявленным требованиям, а во-вторых, позволяет в производственных условиях получить и закрепить требуемые навыки и умения. Важной формой обучения было знакомство, изучение и освоение нового оборудования и передовых технологий, полученные при этом знания используются при разработке новых конструкций и технологии их моделирования.
В ходе обучения слушателями были выполнены и защищены выпускные аттестационные работы, при подготовке которых использовалось технологическое и лабораторное оборудование Заказчика.
Апробация образовательной программы показала достаточно высокую эффективность электронных учебных курсов, которые позволяют в дистанционном режиме с высокой степенью интерактивности изучать требуемые дисциплины. Отметим также, что помимо информационных материалов по всем разделам учебных дисциплин ЭУК включает в себя интерактивный контроль полученных знаний и умений. В этой связи следует отметить, что сочетание традиционной и дистанционной форм обучения является весьма перспективным направлением в образовании, особенно при повышении квалификации персонала.
При апробации Программы, как и при ее разработке, активное участие принимали ведущие российские специалисты в области 3d моделирования и аддитивных технологий, которые не только занимаются научной деятельностью, но и являются разработчиками новых технологий аддитивного производства. Поэтому слушателям в процессе обучения удалось полученные новые знания сразу применять для решения конкретных производственных задач.
Разработанная программа уникальна по содержанию и актуальна для перспективного развития отечественного рынка аддитивных технологий. В связи с этим, программа и ее отдельные модули будут востребованы и в других отечественных предприятиях и медицинских организациях.
В связи с тем, что с 1 января 2016 года внедрена новая процедура допуска к профессиональной деятельности - аккредитация специалиста (Федеральный закон от 21.11.2011 №323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" с изменениями, внесенными ФЗ от 29.12.2015 № 389-ФЗ, приказ Минздрава России от 25.02.2016 №127н), модульность Программы позволяет использовать ее в рамках непрерывного медицинского и фармацевтического образования для обеспечения организации и учета образовательной активности специалистов. Создание 36 часовых сертификационных циклов на базе Программы дает возможность использовать их как элементы индивидуальных планов, прохождение которых необходимо для допуска к аккредитации специалистов.
Реализация данной Программы, позволит оперативно расширить применение аддитивных технологий в стоматологии, а также будет способствовать увеличению объемов производства инновационной нанотехнологической продукции на территории Российской Федерации.
Ростовцев В.В., Шумилович Б.Р.