Доктор, лечивший поэта Кольцова
Этот доктор запомнился Воронежу первой половины 19 века славой местного Робин Гуда, который оказывал бесплатно медицинскую помощь бедным, зато с богатых брал за лечение втридорога. Он блестяще проводил и офтальмологические операции по удалению катаракты, и занимался «каменной болезнью», и лечил душевных больных. С середины 1830х годов был постоянным врачом поэта Алексея Васильевича Кольцова. Портрета этого замечательного врача не сохранилось, он не стремился быть известным. Зато остался верен своему врачебному призванию на всю жизнь, и лучшим признанием его медицинского дара стало то, что в последний путь в 1857 году его провожал весь Воронеж. Иван Андреевич Малышев – талантливый врач и хирург.
Выходец из Рязанской губернии, он родился в семье священнослужителя. Окончил Рязанскую Духовную семинарию, но тяготение к врачеванию было сильнее. Семья не согласилась с выбором будущей профессии, ибо «человеку из духовного звания не подобает резать мертвых». И Иван ушел из дома без копейки, став казеннокоштным студентом Медико-хирургической академии в Москве. Дальше – служба младшим лекарем на Черноморском флоте, участие в борьбе с эпидемией холеры в Воронежской губернии, работа уездным лекарем в Тверской и Воронежской губерниях, а с 1831 года Иван Андреевич поселился в Воронеже.
Малышев так писал о своих хирургических операциях: «Я прочитал в одном медицинском журнале, что в Америке знаменитый профессор Дудлей, производивший операции каменной болезни при Университетской богатой научной обстановке, из 153 им произведенных операций… потерял только четырех больных». У Малышева при 128 подобных операциях потеря составила пять человек. Всего же Иван Андреевич провел свыше 300 операций.
Малышев прославился не только врачебным искусством, но и удивительной добротой, бескорыстием и человеколюбием. Поэтому с доктором нашему земляку поэту Алексею Васильевичу Кольцову очень повезло. «За шесть месяцев чуть ли не три раза, – сообщает Кольцов, – был на грани смерти». И может быть, только искусство врача удержало на этой грани. «Мой лекарь», «умный мой лекарь», постоянно пишет Кольцов, «…он такой человек, что ему не верить нельзя».
Еще одна грань творчества Малышева - литературно-научная, медицинская работа. Он стал автором серьезных публикаций в специальных журналах. А литературные советы Малышева поэтом Кольцовым ценились также, как медицинские рекомендации.
По настоянию доктора Малышева после резкого ухудшения здоровья Кольцов в мае 1841 года уехал из Воронежа: «Лекарь мой увидел, что худо, послал меня на реку Дон купаться. Я тотчас отправился за двенадцать верст от города к родственнику на дачу и купался два месяца с половиной; купаться еще не кончил, но уж вода шибко холодна. Поправлюсь? Выздоровею ли? – бог знает». Эти два с половиной месяца Кольцов жил у шурина, мужа покойной сестры Марии, Башкирцева, на его громадной даче.
Память о замечательном докторе хранит музейный комплекс Воронежского государственного медицинского университета им. Н.Н. Бурденко. В экспозиции представлены медицинские инструменты 19 века, какими мог пользоваться доктор Малышев, изображение дворянского герба, пожалованного хирургу, и документальные материалы.
Горлова Е.Е., интернет-проект «Экскурс в историю»