Офтальмологи «Перспективы» ведут борьбу с глаукомой

20.03.2017

Офтальмологи «Перспективы» ведут борьбу с глаукомой

15 марта в конференц-зале учебной виртуальной клиники (симуляционно-тренингового центра) ВГМУ им. Н.Н. Бурденко состоялось 6-е заседание дискуссионного клуба детских офтальмологов Воронежа «Перспектива». Присутствовали сотрудники кафедры офтальмологии ИДПО, доктора поликлиник, больниц, оптик, частных клиник, специализированного детского сада, специализированной школы-интерната.

Открыл заседание председатель дискуссионного клуба детских офтальмологов Воронежа, заведующий кафедрой офтальмологии ИДПО Р.В. Авдеев. Он напомнил, что в марте традиционно проводится Всемирная неделя борьбы с глаукомой, и очередная встреча посвящена как раз врождённой глаукоме. Прозвучала информация о проходящих в Москве на базе НИИ ГБ им. Гельмгольца мероприятиях Школы детского офтальмолога, анонсирована повестка на текущий год. Затем перешли к сообщениям и обсуждению.

С первым докладом выступила В.Ю. Сафонова, врач-офтальмолог Воронежской специализированной школы-интерната № 3 для обучающихся с ограниченными возможностями. Она рассказала, что основанная в 1991г. школа-интернат является образовательным учреждением с адаптированной программой средней общеобразовательной школы, где имеются условия для круглосуточного проживания детей с понедельника по пятницу (а также в выходные, при необходимости), группа продлённого дня, бесплатное пятиразовое питание. Обучение рассчитано на 120 учеников. Имеющиеся условия (бассейн, библиотека, кабинет лечебной физкультуры), позволяют детям заниматься в кружках по вокалу, обучаться игре на музыкальных инструментах, а также проводить упражнения по адаптивной физической культуре, ритмике и развитию мелкой моторики. Были обозначены задачи и направления коррекционной работы специалистов в данном учреждении (учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, офтальмолог). В презентации представлены технические средства оснащения (таблицы и пособия для слабовидящих, электронные лупы, приставки для слепых и слабовидящих, принтер с системой Брайля), позволяющие проводить обучение детей с ограниченными возможностями. Продемонстрирована оснащённость офтальмологического и физиотерапевтического кабинетов, соответствующая приказу МЗ РФ № 442 от 25 октября 2012 г. Приведена подробная таблица нозологии офтальмологических диагнозов детей. В конце своего выступления В.Ю. Сафонова уточнила, что решение об обучении в спецшколе принимает психолого-медико-педагогическая комиссия. Завершая доклад, обратилась к коллегам поликлинического звена за информацией о детях, состоящих на учёте на их участках и имеющих инвалидность по зрению. Для взаимодействия были предоставлены номер телефона и адрес электронной почты.

После прослушанного доклада Р.В. Авдеев задал вопрос о преемственности школы-интерната со специализированным детским садом. В.Ю. Сафонова пояснила, что такая форма взаимодействия между учреждениями хорошо отлажена, и это залог успешного лечения и образования таких детей.  Н.А. Сухотерина поинтересовалась, какое обучение проходят тифлопедагоги, и какая допустимая сочетанная патология ЦНС является допустимой для данного учреждения. В.Ю. Сафонова рассказала, что во время учебного процесса присутствие родителей в классах не предусмотрено, для помощи таким детям в школе есть тьюторы, помогающие детям с ограниченными возможностями с поражением ЦНС проводить занятия. Рассказала о существовании спецшколы, ориентированной на детей, с преимущественным поражением ЦНС, в которой имеется специальная обучающая программа, в отличие от программы средней общеобразовательной школы, по которой обучаются дети в школе-интернате.

В программном докладе, посвящённом теме врожденной глаукомы, ассистент кафедры офтальмологии ИДПО ВГМУ, доктор глаукомного центра С.Г.  Абрамова основывалась на материале Федеральных клинических рекомендаций. В первой части своего сообщения она указала основные причины этого заболевания (врожденные аномалии угла передней камеры и дренажной системы глаза), этиологию и подробную классификацию, предоставив докторам раздаточный материал в виде таблиц. Рассказала клинические проявления врожденной глаукомы, характерные для I, II и III формы. Большое внимание уделила диагностике глаукомы, осветив стандартные методы обследования и расширенный спектр дополнительных диагностических методик. Особенно подробно остановилась на статистической норме истинного уровня ВГД (P0) (от 10 до 21 мм рт. ст.) и тонометрического уровня ВГД (Pt) (от 12 до 25 мм рт. ст.). Акцентировала внимание на том, что основные характеристики офтальмотонуса должны рассматриваться в совокупности с морфометрией глаза. Также указала на то, что исследование толщины роговицы позволяет более точно интерпретировать данные тонометрии глаза (в случае, если роговица, имеет толщину в центре более 580 мкм, следует проводить коррекцию в сторону понижения). Предоставлено подробное описание состояния ДЗН, экскавации ДЗН и нейроретинального пояска при развитии глаукоматозного процесса.

Затем развернулся обмен мнениями о способах дифференциальной диагностики между врождённой глаукомой и мегалокорнеа, в котором приняли участие заведующая отделением микрохирургии глаукомы ВОКОБ О.В. Клименко и заведующая отделением микрохирургии детского возраста О.Е. Балухтина.

Захарова И.А., профессор кафедры офтальмологии ИДПО, представила клинический случай, привела иллюстрированный пример (фото) девочки 8 лет с врождённой глаукомой. Был озвучен анамнез заболевания и причина врождённой глаукомы, манифестирующей на фоне коллагенового дисгенеза.

Со следующим сообщением выступила ассистент кафедры офтальмологии ИДПО ВГМУ Хрипченко С.И. Перед докладом она попросила обратить внимание на отдельные случаи диспансерного наблюдения детей с врожденной глаукомой в Воронеже, представив таблицу, отражающую количество пациентов в медицинских организациях, их возраст, диагноз, проведённые операции, данные ВГД, остроты зрения, а также получаемые антиглаукомные препараты. Оглашая собранные данные, вызвала докторов к дискуссии по поводу дальнейшего лечения и наблюдения таких пациентов. Затем, перейдя к основной части своего выступления на тему «Врождённая глаукома, сочетанная с аномалиями органа зрения», пояснила, что данная патология может быть одним из проявлений целого ряда синдромов и системных заболеваний (II и III формы). Потом продолжила подробным иллюстрированным изложением таких состояний, как врождённая аниридия, микро- и мегалокорнеа, склерокорнеа, задняя полиморфная дистрофия, врождённая наследственная эндотелиальная дистрофия. Переходя к подобному описанию синдромов, при которых возможно возникновение глаукомы, остановилась на дифференциальной диагностике переднего и заднего эмбриотоксона. Затем рассмотрела такие состояния, как врожденный меланоз склер, аномалии и синдром Аксенфельда-Ригера и их дифференциальную диагностику, врождённый увеальный эктропион, анамалия Петерса, синдромы Франк-Каменецкого, Марфана, Марчезани, Стердж-Вебера, Стиклера, а также болезнь Гиппеля-Линдау и Рикленгаузена (нейрофиброматоз).

После доклада И.А. Захарова рассказала о случае оперативного лечения и выбранном ею типе вмешательства при синдроме Стердж-Вебера и пояснила, что при аномалии Аксенфельда-Ригера нельзя рассекать такого рода тяжи, а нужно прибегать к дозированной СТЭ в зависимости от ширины лимба и производить предварительную маркировку места проведения СТЭ.

Во второй части доклада С.Г. Абрамовой были рассмотрены основные вопросы медикаментозного лечения врождённой глаукомы. Она предоставила основные положения гипотензивной терапии, а также алгоритм назначения препаратов при врождённой глаукоме. Препаратами первой линии выбора были названы ингибиторы карбоангидразы и β-адреноблокаторы, а в ряде случаев простагландины. При высоком ВГД рекомендовано начинать сразу с комбинации препаратов, а при недостаточной эффективности добавлять препарат из другой фармакологической группы. Особое внимание докладчик обратила на то, что при выборе препарата необходимо учитывать возраст ребенка, а в процессе лечения тщательно контролировать общий и локальный статус пациента для исключения возможных осложнений гипотензивной терапии. Затем были освещены основные моменты хирургического лечения врождённой глаукомы: показания и виды проводимых операций (направленные на устранение органических препятствий, вмешательства фистулизирующего типа, а также хирургические методы сокращения секреции водянистой влаги) и их осложнения. В заключение обратила на значимость реабилитации детей с врождённой глаукомой.

Заведующая отделением микрохирургии глаукомы ВОКОБ О.В. Клименко напомнила собравшимся о важности скорейшего хирургического лечения детей с врождённой глаукомой. Рассказала, что с недавнего времени при активном сотрудничестве с отделением детского возраста ВОКОБ, антиглаукоматозные операции у детей проводятся в их отделении. В ВОКОБ закуплены клапаны AHMED (детские варианты). О.В. Клименко указала на анатомические особенности глаз детей с врождённой глаукомой (переднее или заднее прикрепление радужки). Отметила особую роль контроля ежемесячного прироста ПЗО и диаметра роговицы у таких детей. Пояснила, что у новорожденных выполняется операция СТЭ, а у детей более старшего возраста с остатками мезинхимальной ткани проводится гониотомия.

Авдеев Р.В. довёл до сведения членов клуба, что информационным партнёром «Перспективы» стал «Organum visus» - один из ведущих офтальмологических порталов.

В итоговом обмене мнениями участники заседания высказались о высокой практической значимости встречи и озвучили пожелания о необходимости продолжить дискуссии в выбранном формате. 

Выступление В.Ю. СафоновойВыступление зав. отделением микрохирургии глаукомы О.В. КлименкоВыступление профессора И.А. Захаровой.jpgВыступление С.Г. АбрамовойВыступление С.И. Хрипченко


Теги: