Перспективы развития государственно-частного партнерства в ГБОУ ВПО ВГМА им. Н.Н. Бурденко Минздрава России
Государственно-частное партнерство – это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов ГЧП в целях достижения социально-значимых задач, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.
Государственно-частное партнерство – это долгосрочное взаимовыгодное сотрудничество публичного и частного партнеров, направленное на реализацию проектов ГЧП в целях достижения социально-значимых задач, повышения уровня доступности и качества публичных услуг, достигаемое посредством привлечения частных ресурсов и разделения рисков между партнерами.
На данном этапе развития государственного регулирования к основным механизмам государственно-частного взаимодействия в сфере образования можно отнести:
- концессионные соглашения;
- инвестиционные соглашения;
- договоры аренды государственного имущества с возложением на арендатора обязательств по проведению текущего и капитального ремонта арендуемого имущества;
- лизинг;
- аутсорсинг;
- гранты как форма поддержки системы образования;
- образовательное кредитования и ряд других форм.
Опыт Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко в части ГЧП в сфере развития инфраструктуры – это реализации в полном объеме инвестиционного контракта по реконструкции общежития № 1 (инвестор ООО «БИК»).
Результаты реализации инвестиционного контракта: передача вузу вновь построенных площадей общей площадью 1440 кв.м., которые используются сегодня, в том числе, под размещение учебно-виртуальной клиники, а также строительство нового общежития (4 320 кв.м.), отвевающегося современным санитарным и бытовым требованиям.
Перспективы развития ГЧП для академии в инфраструктурной сфере связаны с реализацией Программы модернизации имущественного комплекса, разработанной во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 03.02.2013 года № ДМ-П8-765 р и прошедшей процедуру защиты в Министерстве образования и науки Российской Федерации и Министерстве здравоохранения Российской Федерации в октябре текущего года.
От сотрудничества с бизнесом образование ждет не только финансовой поддержки на взаимовыгодных условиях, но и решение таких существенных вопросов, как организация производственных практик и, конечно же, проблемы трудоустройства студентов после завершения обучения.
Опыт Воронежской государственной медицинской академии имени Н.Н. Бурденко по привлечению частных партеров для решения вышеуказанных задач:
1) ООО «НПФ «Материа Медика Холдинг», генеральный директор Олег Ильич Эпштейн.
Заключен Договор о научно-практическом сотрудничестве от 30.05.2014:
- организация на безвозмездной основе производственной практики на базе Холдинга для студентов, обучающихся по образовательной программе «фармация»;
- развитие инновационных научных направлений, научных центов, технопарков, бизнес-инкубаторов.
2) ООО «Центр Клинической офтальмологии «МЕДИНВЕСТ», генеральный директор Виктор Николаевич Чуриков.
Заключено Трехстороннее соглашение между департаментом здравоохранения Воронежской областью, ООО «ЦКО «МЕДИНВЕСТ» и академией:
- использование ресурсов ООО «ЦКО «МЕДИНВЕСТ» (оборудования, помещения) для практической подготовки интернов и клинических ординаторов по специальности «офтальмология», стажировке в рамках программ повышения квалификации врачей – офтальмологов в целях практического обучения современным методам диагностики и хирургического лечения офтальмологической патологии;
- дооснащение силами ООО «ЦКО «МЕДИНВЕСТ» учебно-виртуальной клиники академии оборудованием, необходимым для обучения интернов, клинических ординаторов и врачей – офтальмологов;
- повышение эффективности работы врачей-офтальмологов Воронежского региона.
3) создание на безвозмездной основе условий (предоставление оборудования, помещений) для организации и проведения производственной практики для студентов академии на базе негосударственных медицинских и аптечных организаций:
- более 10 договоров с частными аптечными организациями, среди которых особо необходимо отметить ООО «Здоровые люди Воронеж», ООО «Власта Фарма», ООО «Визит Фарм» и др.
- более 10 договоров с частными стоматологическими организациями, среди которых особо необходимо отметить ООО «Стоматологический центр «ДЕНТИКА», Медицинская ассоциация «ЭРА» и т.д.
4) предоставление на безвозмездной основе стоматологических материалов для развития практических навыков у студентов, обучающихся по специальности «стоматология»:
- «Радуга», «Целит» (Воронеж);
- «ВладМиВа» (Белгород).
5) Проведение мастер-классов силами зарубежных частных партнеров в целях повышения квалификации врачей – стоматологов:
- «ТримЕСПе», «ДенсПлой» - (США);
- «Хераус Кюльцер» - (Германия).
Один из работающих механизмов ГЧП в образовании – это создание образовательными организациями высшего образования хозяйственных обществ и хозяйственных партнерств, деятельность которых заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности.
По состоянию на сегодняшний день в академии функционирует три малых инновационных предприятия, основные показатели деятельности которых свидетельствуют об определенных положительных результатах:
- ООО МИП «Онкоиммунопрофилактика»;
- ООО МИП «Фарминновация»;
- ООО МИП «Искусство стоматологии».
Классическим примером ГЧП в образовании является участие академии в стипендиальной программе «ТАКЕДА» – Золотые кадры медицины», которая представляет собой долгосрочный адресный целевой проект, призванный поддерживать профессиональный рост талантливых студентов в форме представления им стипендии. Конкурсанты-победители получают право на выплату стипендии в размере 21 000 рублей в качестве поощрения хорошей успеваемости и занятий научно - исследовательской деятельностью, а также сертификат на 8 000 рублей для приобретения учебно-методической литературы.
Еще один нормативный финансовый регулятор системного характера, нашедший отражение в новом Законе об образовании: образовательное кредитование, представляющее собой одну из форм ГЧП в образовании.
На сегодняшний момент в Российской Федерации государственный образовательный кредит как форма ГЧП представляет собой механизм поддержки частных инвестиций в образование.
Образовательные кредиты могут быть направлены на оплату обучения в размере стоимости обучения или части стоимости обучения (основной образовательный кредит) и (или) на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и других бытовых нужд в период обучения (сопутствующий образовательный кредит).
Условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования определяются постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1026.