Научная деятельность

Тематика научной деятельности кафедры педагогики и психологии ИДПО: «Интегративно-дифференцированный подход в образовании: компетентностный подход как условие формирования педагогической компетентности профессорско-преподавательского состава на этапе последипломного образования».

Под руководством к.п.н., доцента И.Е. Плотниковой на кафедре с 2009 года по 2014 годы ежегодно издавался сборник научных трудов «Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе» (выпуски I - V), в котором принимали участие как преподаватели кафедры, слушатели циклов повышения квалификации, так и ученые из других вузов и городов.

В 2011 году к.п.н., доценту И.Е. Плотниковой присвоено звание заслуженного работника науки и образования РАЕ.

26-27 мая 2011 года сотрудниками кафедры подготовлена и проведена II Международная научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования России в контексте современных социально-экономических условий». Участие в конференции принимали:

- Тимо Улрихс, доктор, научный сотрудник Федерального министерства здравоохранения Германии;

- Марианна Шлютер, доктор, профессор, исполнительный директор института профессионального образования и повышения квалификации факультета дидактики Дуйсбург-Эссенского университета в Германии.

По результатам работы II Международной научно-практической конференции с международным участием издан сборник научных статей и выдан сертификат участника о повышении квалификации по педагогике и психологии в объеме 12 часов.

Сотрудники кафедры постоянно участвуют в региональных и международных научно-практических, научно-методических конференциях, вебинарах, интернет-конференциях, также 10-11 ноября 2012 года принимали участие в Х Российско-Германской конференции Форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова «Образование, наука и инновации на службе здравоохранения» по итогам работы которой, сотрудники получили сертификаты лектора и участника.

В 2012 и 2013 гг. совместно с Воронежским государственным педагогическим университетом были проведены I и II научно-практические конференции с международным участием «Проблемы и перспективы обеспечения комплексной безопасности личности и общества в условиях современности» (г. Воронеж). Издан сборник научных статей.

В 2013 году под редакцией И.Е. Плотниковой опубликовано справочно-информационное пособие «Психолого-педагогическое исследование личности в медицинском вузе» в двух частях, авторами которого являются Филозоп А.А., Кочкина Н.Л., Комова (Берлева) С.Ю..

В 2014 году  опубликована монография «Профессионально-педагогическая деятельность педагога: становление, структура и основные тенденции развития», авторами которой являются Бакулина Л.С., Кочкина Н.Л..

В 2016 году сотрудники кафедры приняли участие  в XXIV Международных Рождественских образовательных чтениях «Традиции и новации: культура, общество, личность». В рамках программы чтений приняли участие в работе ежегодного церковно-общественного форума Международные Рождественские образовательные чтения, посвященного развитию взаимодействия Церкви, государства и общества в деле образования, духовно-нравственного и патриотического воспитания и иных значимых направлений церковной и общественной жизни.

Сотрудниками кафедры педагогики и психологии ИДПО были опубликованы монографии, учебные пособия:

– 2017 год:

Актуальные вопросы организации педагогического процесса в высшей медицинской школе / Плотникова И.Е., Берлева С.Ю., Филозоп А.А., Крюкова О.Н. – Воронеж, ВГМУ, 2017. – 286 с.
Концептуальные подходы к духовно-нравственному воспитанию обучающихся медицинских вузов России /
Есауленко И.Э., Атякшин Д.А., Бурцева А.С., Плотникова И.Е., Филозоп А.А. : Научное издание «Воронежский государственный медицинский университет им. Н.Н. Бурденко», Воронеж, 2017. – 39 с.
Подготовка научно-педагогических работников к духовно-нравственному воспитанию студентов медицинского университета / Плотникова И.Е., Филозоп А.А., Берлева С.Ю. // В книге : Высшая школа в России и за рубежом. Коллективная монография, Ульяновск : Зебра, 2017. – С. 367-376.
Духовно-нравственная безопасность личности студента медицинского вуза в условиях глобальной террористической угрозы / Гаврилов С.Н., Филозоп А.А., Калашникова А.П., Новосельцева Т.Д. // В книге : Высшее образование в России : история и современность. Коллективная монография, Ульяновск : Зебра, 2017. – С. 274-282.

– 2018 год:

Высшая школа : проблемы и пути их решения / Алексеева Н.Т., Алёхина М.И., Алферова Е.А., Андреева Е.А., Андреева Н.Н., Анохина Ж.А., Бакулина Л.С., Балалаева И.Ю., Бахметьев В.И., Беленова И.А., Белоконева Е.В., Бережнова Т.А., Берлева С.Ю., Болотских В.И., Бондарева Н.А., Бондарева С.В., Бурдина Н.С., Бялик А.Я., Вавилова С.М., Варнавская Е.В. и др. // Коллективная монография, Воронеж, 2018. – 299 с.
Аспекты организации учебного процесса в медицинском вузе. Редакторы : Болотских В.И.Плотникова И.Е., Филозоп А.А.Лунина Н.А., Берлева С.Ю., Пелешенко Е.И. – Издательство:  Воронежский государственный медицинский университет имени Н.Н. Бурденко (Воронеж). – 302 с.
Реализация компетентностного подхода в отечественном высшем медицинском образовании на кафедре поликлинической терапии /
Романова М.М., Зуйкова А.А., Берлева С.Ю. //
В книге :  Современные подходы в отечественном и зарубежном образовании Нагорнова А.Ю., Гарашкина Н.В., Куличенко Р.М., Курин А.Ю., Осьмачко С.Г., Поздняк С.Н., Бурукина О.А., Симонова М.М., Бутырина С.А., Тащёва А.И., Гриднева С.В., Арпентьева М.Р., Казарьянц К.Э., Певзнер М.Н., Петряков П.А., Донина И.А., Архипова А.А., Щупленков Н.О., Щупленков О.В., Омаров О.А. и др. отв. ред. А.Ю. Нагорнова, Ульяновск, 2018. – С. 244-255.
 

– 2019 год:

Педагогика : учебное пособие / Плотникова И.Е., Берлева С.Ю., Филозоп А.А., Лунина Н.А., Скрыльникова М.А.
Москва, 2019.– 129 с.
Учебное пособие разработано с учетом требований Приказа Минобрнауки России от 25.08.2014 № 1060 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности 31.08.19 Педиатрия (уровень подготовки кадров высшей квалификации)».
В учебном пособии представлены рабочая программа по дисциплине «Педагогика», методические рекомендации преподавателю по темам практических занятий в соответствии с основной образовательной профессиональной программой высшего образования – подготовка кадров высшей квалификации по специальности 31.08.19 «Педиатрия».
Учебное пособие предназначено для научно-педагогических работников медицинского университета и для обучающихся по основным профессиональным программам высшего образования (программам ординатуры).
«Рекомендовано Координационным советом по области образования «Здравоохранение и медицинские науки» в качестве учебного пособия для использования в образовательных учреждениях, реализующих основные профессиональные образовательные программы высшего образования подготовки кадров высшей квалификации в ординатуре по специальности 31.08.19 «Педиатрия» (протокол № 030 от «18» апреля 2019 г. заседания Экспертной комиссии по работе с учебными изданиями (далее ЭКУ) ФГАОУ ВО Первый МГМУ имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации.

С 2018 года сотрудники кафедры принимают активное участие в Межвузовской научно-практической конференции по результатам научно-исследовательской работы, выполненной в рамках практической подготовки ординаторов «Молодежь, наука, медицина». Заведующая кафедрой, доцент, к.п.н. И.Е. Плотникова является членом организационного комитета. Сотрудники кафедры ответственны за проведение секции «Инновационные подходы к формированию мотивации у населения на сохранение и укрепление здоровья».

Внедрены рационализаторские предложения:

-     «Модульная технология обучения»; 
-     «Технология проблемного обучения: Мозговой штурм»;
-     «Технология проектного обучения»;
-     «Профессионально-ориентированные технологии обучения (контекстная технология обучения, игровая технология обучения)»; 
-     «Пути формирования экологического компонента профессиональной компетентности студентов медицинского вуза в процессе изучения медико-профилактических дисциплин»; 
-     «Использование технологии музейной педагогики в учебном процессе последипломного образования»;
-     «Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки научно-педагогических работников к инклюзивному обучению в медицинском вузе»;
-     «Использование электронных образовательных ресурсов для подготовки учебно-вспомогательного персонала медицинского вуза к общению с лицами с инвалидностью и ОВЗ» и др.
Сотрудники кафедры педагогики и психологии ИДПО постоянно публикуют статьи в журналах баз данных Scopus, в ведущих рецензируемых изданиях, рекомендованных ВАК, в изданиях РИНЦ. Под руководством к.п.н., доцента И.Е. Плотниковой выполняются кандидатские диссертации.