mail@vrngmu.ru
г. Воронеж, ул. Студенческая, 10

История кафедры

На основании решения Ученого Совета ВГМА имени Н.Н. Бурденко от 24.03.2005г. (протокол №5) и 28.04.05г. (протокол №6) был подписан приказ об открытии кафедры педагогики и психологии на ФПК И ППС с 17 февраля 2006 года ИПМО (Институт последипломного медицинского образования). В учебную базу кафедры вошли 51 и 52 аудитории. Оборудованием аудиторий, техническим оснащением учебных комнат, созданием учебно-методического комплекса занималась заведующей кафедрой к.п.н. Плотникова Ирина Егоровна. В становлении принимали участия: доц., к.п.н. Кривотулова Е.В. (ВГУ), доц., к.псх.н. Якушева Г.И. (ВГУ). Принимали участие в разработке учебно-методического обеспечения кафедры: к.п.н. Колотий С.В., к.п.н. Новикова Н.Г., к.п.н. Бортникова С.А., доц., к.п.н. Лещенко С.А., старший лаборант Кривоклякина (Сухарева) Ю.Г.. На первых этапах существования кафедры обучения осуществлялось по программам повышения квалификации кадров. Изначально обучался только состав ВГМА им. Н.Н. Бурденко.

С 2011 года на кафедре была лицензирована программа «Дополнительного профессионального образования «Преподаватель высшей школы»». По данной программе обучаются не только сотрудники академии, но и других вузов. К преподаванию по данной программе привлекаются преподаватели из ВГУ, ВГПУ. На спецсеминары приглашались специалисты: Н.М. Золотарева из исследовательского центра проблем качества подготовки специалистов Московского института стали и сплавов (технологического университета), Анна Манц и Марианна Шлютер из института профессионального образования и повышения квалификации факультета дидактики Дуйсбург-Эссенского университета в Германии, Тимо Улрихс - доктор, научный сотрудник Федерального министерства здравоохранения Германии, Н.В. Хмаро и Н.А. Русина из Ярославской государственной медицинской академии. Кафедра сотрудничает с профессорско-преподавательским составом различных подразделений ВГМА: к.м.н., доцентом, деканом фармацевтического факультета Шведововым Г.И., к.фил.н., доцентом, заведующей кафедрой «русского языка» О.М. Дедовой, к.м.н., доцент кафедры «биохимии» Василенко Д.В.. В настоящее время на кафедре открыта аспирантура по специальности 13.00.08 – теория и методика профессионального образования, готовящая кандидатов наук для медицинской академии и других вузов города.

Стали традиционными научно-практические конференции психолого-педагогической направленности. В 2006 году в ВГМА прошла I межрегиональная научно-практическая конференция «Проблемы научной организации образовательного процесса в медицинском вузе». В 2007 году семинар – конференция «Интеграция медицинского образования в единое Европейское пространство: проблемы и пути их решения». На семинаре проректор по учебной и воспитательной работе профессор В.И. Бахметьев и зав. кафедрой педагогики и психологии ИПМО, к.п.н. И.Е. Плотникова продемонстрировали креативный мастер-класс «Проблемы обучения в медицинском вузе и пути их решения в контексте Болонского соглашения», проведенный в форме «лекции вдвоем». По инициативе ректората и директора ИПМО профессора П.Е. Чеснокова был проведен первый в истории ВГМА конкурс «Преподаватель года ВГМА-2007». Основная идея конкурса — поиск идей по обновлению учебного процесса и повышению профессионального мастерства.

В 2007 году сотрудниками кафедры подготовлена и проведена II научно-практическая конференция с международным участием «Интеграция медицинского образования в единое европейское пространство: проблемы и пути их решения».

Под руководством к.п.н., доцента И.Е. Плотниковой на кафедре с 2009 года по 2014 год ежегодно издавался сборник «Организационные и методические основы учебно-воспитательной работы в медицинском вузе» (выпуски I - V), в котором принимали участие как преподаватели кафедры, слушатели циклов повышения квалификации, так и ученые из других вузов и городов.

В 2011 году к.п.н., доценту И.Е. Плотниковой присвоено звание заслуженного работника науки и образования РАЕ.

26-27 мая 2011 года сотрудниками кафедры подготовлена и проведена II Международная научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы и перспективы развития высшего профессионального образования России в контексте современных социально-экономических условий». Участие в конференции принимали: Тимо Улрихс, доктор, научный сотрудник Федерального министерства здравоохранения Германии; Марианна Шлютер, доктор, профессор, исполнительный директор института профессионального образования и повышения квалификации факультета дидактики Дуйсбург-Эссенского университета в Германии.

По результатам работы II Международной научно-практической конференции с международным участием выпущен сборник научных статей и выдан сертификат участника о повышении квалификации по педагогике и психологии в объеме 12 часов.

Сотрудники кафедры постоянно участвуют в региональных и международных научно-практических, научно-методических конференциях, вебинарах, интернет-конференциях, также 10-11 ноября 2012 года принимали участие в Х Российско-Германской конференции Форума им. Р. Коха и И.И. Мечникова «Образование, наука и инновации на службе здравоохранения» по итогам работы которой, сотрудники получили сертификаты лектора и участника.

Совместно с Воронежским государственным педагогическим университетом 2012 г. была проведена I научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы и перспективы обеспечения комплексной безопасности личности и общества в условиях современности» (г. Воронеж).

В 2013 году совместно с Воронежским государственным педагогическим университетом была проведена II научно-практическая конференция с международным участием «Проблемы и перспективы обеспечения комплексной безопасности личности и общества в условиях современности» (г. Воронеж). Выпущен сборник научных статей.

С 2014-2015 гг. сотрудники кафедры участвуют в международных и региональных научных и научно-практических конференциях, сборники которых включены в систему Российского индекса научного цитирования (РИНЦ), в журналах ВАК.

С 2014 года кафедра проводит повышение квалификации научно-педагогических работников ВГМУ по дополнительной профессиональной образовательной программе «Методические основы разработки электронного УМК  на платформе Moodle» в объеме 72 часов.

В мае 2016 года кафедрой было организовано и проведено Государственным бюджетным образовательным учреждением дополнительного профессионального образования «Российская медицинская академия последипломного образования» Министерства здравоохранения Российской Федерации повышение квалификации по дополнительной профессиональной программе «Инновационное обучение в системе непрерывного медицинского образования» (г. Москва).

С 2016 года планирует проведение повышения квалификации по дополнительным профессиональным образовательным программам «Методика организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в медицинских образовательных организациях» в объеме 72 часов и «Этика общения с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в медицинских образовательных организациях» в объеме 18 часов.

Ученая степень и ученое звание сотрудников, работающих сегодня на кафедре, 100% соответствует требованиям, предъявляемым к педагогическим кадрам, осуществляющим повышение квалификации преподавателей средних и высших медицинских учебных заведений. Под руководством заведующей кафедрой к.п.н, доцента И.Е. Плотниковой, доцент, к.псх.н. А.А. Филозоп, ассистенты: к.псх.н. С.Ю. Берлева, к.п.н. Л.В. Гулова, к.п.н. Н.Л. Кочкина (в настоящее время не является сотрудником кафедры) подготовили учебно-методический комплекс, позволяющий:

- выполнять функции активного научно-методического центра обновления профессиональных и педагогических знаний, овладения новыми прогрессивными методами и технологиями обучения, совершенствования использования активных методов обучения и воспитания, психологии и педагогики, применения электронно-вычислительной техники и ТСО в учебном процессе;

- изучать, обобщать и распространять передовой педагогический опыт перестройки высшего и среднего специального образования в стране;

- разработать новые пути решения задач совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения уровня общей культуры преподавателей и научной организации управления в учебных заведениях, улучшения качества подготовки специалистов для системы здравоохранения.